В конце 19-го века во Франции возникло абсолютно новое направление в искусстве, получившее название ар нуво, или югенштиль. А вот в России данный популярный стиль был прозван русский модерн.
В чем особенность архитектурного модерна?
В основу ар нуво легла идея синтеза практически всех течений в искусстве, которые существовали когда-либо в мире. Сооружения в стиле русского модерна впитали в себя черты рококо, готики и других архитектурных направлений. Удивительные сочетания, присущие ар нуво, позволили ему стать по-настоящему оригинальным, современным и не похожим ни на какие другие стили.
Модерн отошел от классической архитектуры и ордерной системы, благодаря чему фасады зданий приобрели асимметричную форму. Проекты построек больше не включали в себя прямых углов и линий, более походя на формы, заимствованные у самой природы. Одним из примеров типичных модерновых приемов является смещение входных дверей относительно центра фасада. При этом зданием теперь можно было любоваться не только, глядя на его «лицо», но и рассматривая строение с любой другой стороны.
Модерн и фольклор
В русском зодчестве два этих течения в конце 19 века были переплетены очень плотно. Подражая мастерам прошлого, современные архитекторы стали создавать проекты в стиле боярских хором. Кроме того, модерну присуще использование мозаичных техник, что превратило подобные украшения в самостоятельные художественные шедевры.
Ко всему прочему, ар нуво – это и использование новых отделочных и строительных материалов. К примеру, наряду с камнем и деревом стало активно применять стекло, а также бетон и сталь. Проекты зданий предполагали размещение огромнейших окон-витрин, многие из которых украшали витражи из кусочков цветного стекла. Сказочности фасадам придавали скульптурные композиции, располагавшиеся над окнами и входными дверями.
Отдельное внимание уделялось и внутреннему оформлению домов. Ручки дверей стали выполняться в оригинальной форме, которой были свойственны сложные изгибы. И такая ручка могла задать общее настроение всему интерьеру помещения. В своей работе архитекторы нередко обращались к метаморфозам образов и пластичности рисунков. К примеру, камины украшались неповторимыми узорами в виде рельефных линий, напоминавших струящийся дым. Казалось, что струйки вытекают прямо из топки, разливаясь вокруг и незаметно сплетаясь в причудливые образы, напоминающие огромных бабочек с крыльями в форме женской фигуры. Впечатление такое оформление производит просто неизгладимое.