О проекте | Новости | Обратная связь
Поддержи проект!
 
 
Поиск по сайту:
Главная » Темы » Цирк

Цирк

Судя по давности предметов искусства, найденных при раскопках в Греции на территории древних Микен, Тиринфа, ее культурное развитие датируется еще эпохой бронзового века. Но всеми своими умениями Древняя Греция обязана коренным жителям только частично: в ней есть примесь и римской культуры. А Священная Римская империя, как известно, хватала открытия везде, где могла завоевать народ.
Развитие Древнего Египта отличалось от культуры других крупных государств того же времени. Его расположение в северо-восточной части Африки наложило свой отпечаток на выбор основного занятия – земледелия. Даже находясь на пустынных землях Сахары, египтяне сумели превратить нежизнеспособную территорию в плодородную. Ведь на их территории протекает крупнейшая африканская река – Нил.
Первые задатки циркового искусства Китая появились у ремесленников и работников, занятых в аграрной сфере. Что бы они ни создавали, это делалось с большим изяществом и особой грацией. Отсюда и пошли жонглирование хрупкими вазочками, перебрасывание друг с другом тарелками или замысловатые движения и фокусы.
Примерно в 480 году до н.э. на территории современных Керченского и Таманского полуостровов появилось Боспорское царство. Оно славилось на весь мир урожаями пшеницы и необычайным уловом рыбы. Но особо его жители почитали охоту и часто превращали походы на зверя в спортивные поединки. Выигрывал не только тот, кто был сильнее. Люди побеждали благодаря своей хитрости и выносливости. Именно эти свидетельства можно обнаружить на территории современной Керчи, бывшей Пантикапее.
Привычный для нас цирк, в который так любят ходить и дети, и взрослые, появился далеко не сразу. С первым цирком его связывает разве что округлая форма. А представления, которыми вначале Рим развлекал свою публику, носили более жестокий характер.
Сведения об искусстве в Древней Руси дают нам крайне мало информации о развитии цирка. Часть из них можно почерпнуть из фресок 11 столетия, часть получить из летописей, а оставшуюся часть – предположить. Однако до нас дошли старорусские обряды, песни, народные танцы, игра на древних музыкальных инструментах, которые потом и стали прообразом циркового мастерства.
Византия долгое время входила в состав Древней Греции, затем присоединилась к Римской Империи. Ничего удивительного, что и развлечения в ней не отличались от римских и греческих.
Всем известно, что братья Дуровы были талантливейшими артистами отечественного цирка.
Виталий Лазаренко был одним из известнейших отечественных цирковых артистов, поднявшим сатиру на совершенно новый уровень.
Футит и Шоколад известны как один из наиболее колоритных клоунских дуэтов цирка Западной Европы конца XIX века – начала XX века.
В конце XVIII – начале XIX веков ярмарочные театры Европы, в том числе и России, пестрили всевозможными акробатами и танцовщиками. Они продолжали традиции итальянских комедиантов, выступая в образах Панталоне, Арлекинов, Пьеро и Коломбин. В маленьких театрах Парижа обязательными становятся номера эстрадно-цирковой программы в стиле пантомимы-арлекинады. Именно в это время наибольшую известность приобретают Гапар Дебюро и Джузеппе Гримальди.
Французский клоун Ориоль являлся одним из известнейших представителей жанра сатиры. В области акробатики ему удалось добиться таких успехов, что мало кто мог превзойти Ориоля. Его имя, как одного из известнейших артистов, навсегда сохранилось в истории цирка.
Дядей Ваней называли известного отечественного артиста цирка, знаменитого конферансье И.В. Лебедева. Он запомнился публике как талантливый организатор первых чемпионатов по борьбе в России, арбитр, первый клоун-конферансье. Внешность его была достаточно запоминающейся: фуражка с козырьком, лакированные сапоги, русская поддевка из тонкого сукна, небольшой рост и широкие плечи, усики и простое русское лицо.
Вильямс Труцци являлся одним из величайших организаторов, режиссеров-постановщиков пантомим и выдающимся дрессировщиком.
В мире мало артистов, настолько преданных традициям, как актеры китайского цирка. Грим, сценические костюмы, аксессуары, порядок расстановки трюков в номере, скромность циркачей – характерные черты национального зрелища Китая. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение и бережно хранятся. Одной из известнейших артисток китайского цирка является Ся Цзюй-хуа.
В 17-18 веках ярмарки в России были не только для торговли, но и для развлечений. Поэтому в праздничной суете можно было встретить и палатки с чудесами и кукольными представлениями, и умельцев жонглирования тем, что под руку попалось, и хождение по канату. Вызывали восторг и акробаты на высоких шестах, и силачи, способные поднять целого быка. Но ключевыми фигурами веселой ярмарки оставались акробаты на лошадях и конные дрессировщики. Вскоре им предстояло стать изюминкой театров и цирков.
В ХIХ веке на Руси были очень популярны массовые народные гулянья. На том месте, где в Москве сейчас раскинулся Александровский сад, раньше текла река Неглинная. Зимой, когда она замерзала, в ее русле устраивали веселые гулянья. Катались с ледяных горок под музыку с плясками и цирковыми программами. Позже, в 1820 году, по приказу императора Александра I Москва начала реставрироваться после пожара, и место проведения заменили Земляным валом.
После смерти Александра I в 1825 году страна оказалась под строгими запретами. На трон взошел Николай I. Он боялся народных восстаний, поэтому увеселения и сборища запрещались. Люди боялись высказывать свое мнение, чтобы не попасть в немилость царя. Одновременно Николай I пытался занять свой народ духовным развитием, отвлечь их от повседневной жизни, от ситуации в стране, поэтому развивал цирковую культуру.
Цирк настолько хорошо развивался, что многие иностранные труппы считали честью работать в Москве и Петербурге.
На цирковую культуру после 1917 года оказала большое влияние Первая мировая война. Она сплотила деятелей культуры, которые занимались театральным, цирковым и эстрадным искусством.
Насыщенность цирковых программ зависела не только от способностей артиста. Зачастую она отражала то, в каких условиях жили актеры и насколько они были довольны.
Царь Петр I впервые познакомился с цирком, посетив иностранные государства в 1697 и 1717 годах. По возвращению он стремится не отставать от Европы. И не только устраивает вечера «забав», но и приглашает на них иностранных – английских, французских, голландских – фигляров. А сами вечера называет французским словом «ассамблея».
Искусство цирка формировалось в течение многих столетий на основании представлений людей о зрелищах и развлечениях. Оно впитало в себя дух выступлений на площадях, спортивных соревнований, театра, культурных предпочтений и многие другие черты.
Комедия Дель Арте – европейский театр, впервые возникший в Италии в Эпоху Возрождения.
Всем известно, что в древнем Колизее давались необычайные представления. Среди них были всевозможные спортивные соревнования, фокусы, чудеса акробатики и жонглирования и многое другое. Часть из этого зрелища в последующем перенял цирк.
Как известно, современный цирк впервые возник в Англии, созданный Филипом Астлеем. Вскоре он распространился во Францию. Но всеобщую известность цирк приобрел благодаря стараниям немецких и австрийских актеров.
После первой мировой войны цирковые выступления в Лондоне были редкостью и не пользовались большой популярностью. Но появились выдающиеся деятели, возродившие этот вид искусства. Среди них в первую очередь следует отметить семью Миллз.
История цирка в США начинается еще в XVII веке, когда охотники хвастались пойманными и выдрессированными медведями на городских площадях и перед тавернами.
Возникновение цирка и театра едино. Они берут свое начало в народных гуляниях, в первую очередь связанных с бытом и различными праздниками. Лишь намного позже произошло разделение циркового и театрального искусства на отдельные ветви.
Термин «мистерия» происходит от латинского слова «церковная служба». Разыгрывалось действие, в отличие от литургий, на рыночной площади.
Слово «фарс» произошло от латинского – «начинка». Этим термином впервые стали называть светские комические номера, являющиеся интерлюдией (между действием) и интермедией (вставочные сценки). Такое название неслучайно, ведь суть фарса была в «разбавлении» пресных номеров мистерии.
Как ни странно, французский цирк зародился в Италии. Эта страна была своего рода перевалочным пунктом для многих странствующих цирковых трупп. Хоть Италия и не сыграла ключевой роли в становлении классического циркового искусства, именно там возникли многие известнейшие цирковые династии. Важнейшей из них для появления французского цирка становится семья Франкони.
Навмахия представляла собой инсценировку великих морских битв практически в натуральную величину, в которой участвовало огромное количество актеров. Это было популярнейшим зрелищем в Древнем Риме.
В Москве о цирке знали не понаслышке. Но конкретного места для выступлений сначала не было. Поэтому всеми любимые клоуны начинают с выступлений в Марьиной роще, Девичьем поле, в балаганах и шапито. Веселят они и на ярмарках, и народных гуляньях, дают представления в царской «потешной палате».
Во второй половине 18 века стало впервые известно о дрессировщике Антонио Франкони. Известность он приобрел, сначала показывая номера с птицами – голубями, куропатками, фазанами. И даже однажды давал представление в «Английском амфитеатре» Ф. Астлея. Затем его заинтересовали лошади, он стал наездником и устраивал конные демонстрации в Париже (1791 год), Лионе и даже построил собственный манеж. А когда ситуация в стране вынудила Астлея покинуть Францию, Франкони присвоил себе его детище. Теперь все показы шли только там, в «Амфитеатре».
Три брата, Петр, Дмитрий и Аким, основали первый русский цирк. А дело было так. Их отец сначала был крепостным крестьянином, но за хорошие музыкальные способности (играл на шарманке) получил открепление и был отпущен на волю. После этого он устраивал уличные выступления, а сыновья его в это время развлекали зрителей первыми цирковыми номерами и собирали монетки, которые им бросала публика.
Когда на арене появился Альберт Саламонский, в Петербурге и Москве уже полным ходом шли представления Чинизелли и Гинне. Он родился в семье профессионального наездника, поэтому артист с малых лет научился держаться в седле, да еще и выкидывать всякие фортеля на спине у лошади. Так он стал цирковым наездником, выступал в известных цирках того времени, в том числе, на открытии очередного здания Чинизелли в 1866 году.
Во второй половине 19 века по всей России действовали цирки. Часть из них работала передвижниками, как «Русский цирк Никитиных», но многие давали выступления в личных зданиях. Среди них и цирк Чинизелли, который открылся в 1887 году. Но обо всем по порядку.
Не каждый знает, кому мы обязаны появлением привычного для нас цирка. Филип Астлей, он стал первопроходцем. Да, после него находился не один одаренный циркач, который превосходил Астлея своим талантом. Но развивать способности – всегда значительно легче, чем первому начинать.
После 1814 года, когда в цирке случился очередной пожар, его прозвали «Нью Астлеем».
Королевский амфитеатр искусств был построен английским архитектором Джоном Гривом. Он вмещал не только манеж, но и сцену, а между ними располагалась оркестровая яма. Вокруг манежа сидели зрители, они наблюдали и с трехъярусного балкона. При этом зрительский зал был погружен в полумрак, а места для выступлений ярко освещались большой хрустальной люстрой. Амфитеатр работал еще полстолетия, а потом на его месте был построен вокзал.
А вот американский цирк отличался от своих европейских собратьев. Его создатели стремились не к простому показу зрителям акробатического набора, а к полномерному действию с яркими флажками, громкой музыкой. Даже объем такого действа был громадным.
И музей тронулся в путешествие. Для того чтобы поместить весь реквизит, артистов и животных, требовалось не менее 65 вагонов. Однако Коуп придумал особенное сцепление вагонов между собой, чтобы животных можно было легко транспортировать с одной платформы на другую. Поезд выгружал цирк недалеко от въезда в город. После этого труппа путешествовала уже своими ногами.
Цирк Кни. Кто не слышал об известном швейцарском цирке? Он не один год получал награды за лучшие способности. Тем не менее, в 1985 году Кни решили пригласить к себе на гастроли труппу из Советского Союза. Но чтобы получить на это разрешение, им пришлось повозиться. Когда в СССР лично приехал один из совладельцев, Фреди Кни, и пригласил артистов на гастроли в Швейцарии на целых 9 месяцев, в Союзгосцирке ему вежливо сообщили, что это невозможно, так как наши цирковые деятели не могут выезжать за пределы страны больше чем на 3 месяца. И посоветовали обратиться в ЦК КПСС: только там могут продлить «визу» на длительный срок. После обоюдного недоумения решили все-таки 9-месячные гастроли не обрезать, но каждые три месяца менять гастролеров. Пусть остальные тоже и мир посмотрят, и себя покажут.
В город Эль-Джем, что в Тунисе, едут полюбоваться не только на бескрайнюю пустыню. Он известен еще и величественным Колизеем, который по размерам не сильно и отличается от Великого Римского Колизея.
Первое знакомство с водопадом Ниагара случилось в 1678 году. Рене де Салли и Луис Генеквин, исследователь из Франции и служитель церкви, были одновременно испуганы и потрясены до глубины души. Их зачаровала красота водопада. Огромные, спускающиеся с большой высоты потоки воды будто подсвечивались изнутри, а грохот падающих струй заглушал любой звук. Внизу чистейшая вода взбивалась в белую пену и казалась очень плотной. А как она красиво падала!
В V веке н.э. Священная Римская империя приходит в упадок. Она просуществовала около 850 лет. И на смену римским обычаям приходят феодализм и Святая церковь; начинается Средневековье. Уже в XI веке н.э. Европа разделяет свою экономику между сельским хозяйством и ремесленниками. Образуются первые задатки городов и деревень. И, естественно, все веселья и развлечения сосредоточены в городах. Поэтому туда же стекаются и люди. Бывшие рабы (сбежав от хозяина, уже через год они становятся свободными) и жители деревни в поисках лучшего заработка и весельчаки-шутники.
До крещения Древней Руси в ней существовал цирк, подобный римскому. Амфитеатр с приглашенными артистами, в котором устраивались гонки колесниц, травля животных. Но были там и «культурные» представления: играли на лютне, бандуре, гуслях, танцевали, показывали акробатику. Их представляли больше русские умельцы. Центральную роль в таких постановках обычно занимали волхвы (древнерусские ворожеи). Однако с крещением в Х веке представления на Руси резко изменились. Таинственные волхвы исчезли, вместо них появились веселые скоморохи.
Как только человечество научилось стрелять, этот вид оружия прочно закрепился в нашей жизни. Все начиналось с примитивной рогатки, грубых лука и стрел, и вскоре первые умельцы начали соревноваться в стрельбе и метании острых предметов.
Люди, способные согнуться пополам, всегда вызывали искренний восторг. Первые свидетельства о них известны с незапамятных времен. Уже тогда они не просто показывали свою пластичность, а вплетали ее в интересный номер, выступали целыми группами, ярко одевались. Основным приемом оставалась постановка на «мостик».
Как и многие другие виды циркового жанра, акробатика пришла к нам из античности. В Древней Греции большое внимание уделяли гармоничному и равностороннему физическому развитию человека. Это привело к созданию отдельного вида искусства – акробатике.
На арену выходят два артиста, один из которых сразу устремляется к зрителям, а второй остается в освещенном кружке. Один предлагает случайному зрителю загадать слово – известного поэта, предмет в кармане, любимое имя, а второй – угадать его. И угадывает. «Как?» – по залу прокатывается взволнованный шепоток. А мнемоник предлагает уже загадать что-нибудь другому зрителю. И снова угадывает.
12
 
 
ГлавнаяО проектеТемыНовостиЛюдиПоддержка проекта
© Letopis.Info
Копирование материалов приветствуется при наличии гиперссылки на www.letopis.info