Цирк в Византии

Византия долгое время входила в состав Древней Греции, затем присоединилась к Римской Империи. Ничего удивительного, что и развлечения в ней не отличались от римских и греческих.По подобию Великого Цирка в Риме в небольшом Византе, столице государства, был выстроен первый деревянный цирк. Представления, которые там проводились, были популярными у жителей; за один раз трибуны могли вместить до 50 тысяч человек. Но это стало потом – с превращением Византа в Константинополь, центр торговли и культурной жизни Византии,  в 330 году.

Начало политической жизни

Конечно, он уступал своими размерами главному римскому цирку, но соревнования в нем проводились не хуже. Все те же колесницы, запряженные четверками лошадей, и их смелые наездники, толпа зрителей, бурно выплескивающих свои эмоции на все вокруг и друг на друга, и даже свои поклонники.Вначале, по римскому подобию, в византийском цирке возницы одевались в красный, белый, зеленый и голубой цвета, поэтому их приверженцы также симпатизировали конкретному цвету. На основе четырех соперничающих групп были созданы политические партии, которые правили бал в государстве. Позже из четырех остались только две: голубые и зеленые. Они существовали, а поколения императоров сменяли друг друга; с ними сменялись и вкусы. Так, император Анастасий был ярым поклонником «зеленых», а Юстиниан отдавал предпочтение «голубым».

Юстиниан

Надо сказать, что факции, или партии не просто сидели на гипподроме и спорили. От них зависело все: количество и состояние лошадей-участников, содержание конюшен и питание возниц. Не зря это были исключительно обеспеченные люди. Цирк стал не только спортивной, но и политической ареной. На нем также решались дела государственного масштаба. Иногда его могли использовать как площадь, на которой император произносил свою речь.

Суть «развлечений»

Колесницы должны были проехать три круга, после чего выбирался победитель. Ему вручалась щедрая награда: приз деньгами, массивная золотая цепочка на шею и хвалебная грамота. Заезды могли продолжаться целый день, просмотр турнира был бесплатным, потом зрителей ждало небольшое угощение.Также популярным видом «циркового искусства» оставались схватки с дикими животными, львами, леопардами, медведями или зверей между собой. Но гладиаторские бои уже были запрещены церковью за негуманное отношение к своим же братьям. При этом часто смертельные бои звероборцев служители церкви не осуждали, даже лично посещали и наблюдали с большим интересом.

Но в Византии были распространены и мирные увеселения. Например, выступления акробатов, дрессированных зверей, клоунов в маскарадных костюмах и с размалеванными лицами. Причем часто они выступали прямо на улицах, высмеивали правление и создавшееся положение, поэтому разгонялись стражниками императора как «разжигатели недовольства».В цирке устраивали только официальные приемы «для любимого народа и их императора». На всеобщую потеху акробаты стояли на голове или на одной руке высоко на жерди, закрепленной между двух шестов, стреляли из лука или принимали сложные позы. Всадники на лошадях взбирались на бегу в седло, переворачивались в воздухе или летели следом, держась одной рукой. Все это нам известно из воспоминаний путешественников и историков, в частности, В. Тудельского, Хониата, Никифора Григоры. Они описываются в собрании исторических сочинений 1858 -1862 гг. («Византийские историки, переведенные с греческого»).

Устройство византийского цирка

Итак, цирк. По греческому подобию он назывался гипподромом. Его ширина достигала 180 метров, а длина – 370 метров. В центре арены находилась ость (spina), служившая одновременно и изюминкой боевого поля, и разделительной полосой. Даже украшена она была, как и в Риме, статуями богов: Геракла, Ники, Елены Прекрасной и обелисками.К слову, самый роскошный и высокий обелиск достигал 25 метров и был покрыт позолоченной бронзой. Вокруг рядами располагались мраморные сидения с трех сторон, а с оставшейся стороны он примыкал к кафизме: ложам для правительства и музыкантов. Под ней располагались конюшни. Роскошным украшением для кафизмы служила скульптура Лисипла: четверка отлитых из бронзы лошадей взвилась на дыбы, да так и застыла.

Неожиданное разрешение

И все же византийский цирк постепенно сошел на нет. Видя в нем сочетание развлечений и политики, народ не нашел ничего лучше, как через него проявлять свой гнев. Так, в 532 году Крупное восстание «Ника» почти свергнуло власть – императора Юстиниана. Но так как собравшиеся были закрыты на стадионе-цирке, нахлынувшие стражники быстро устранили неугодных, по данным литературы, от 30 до 40 тысяч человек. Однако это стало отправной точкой в истории цирка. Он был уже не так популярен и, кроме того, перестал выполнять свою главную миссию: занять мысли людей второстепенными вещами и развлечениями. И хоть соревнования и поединки не прекращались еще около полувека, посещение уже не было таким массовым.А с приходом рыцарей-крестоносцев в 1204 году Константинополь был разрушен и разграблен подчистую. Цирк превратился в руину, а некогда украшавшие его изящные колонны, барельефы и статуи вывезены, с обелиска сняли позолоту. В 1261 году Константинополь был отстроен заново, но цирковые представления уже утратили былой интерес и азарт. Арена и трибуны были снова разрушены через 200 лет, когда Византия стала частью Османской империи. И от того, что когда-то именовалось Византийским цирком, осталось только несколько колонн.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Летопись - Исторический проект
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector