Цирковые артисты в России до революции

Насыщенность цирковых программ зависела не только от способностей артиста. Зачастую она отражала то, в каких условиях жили актеры и насколько они были довольны.

Изнурительное обучение в детстве

Считалось, что способности к циркачеству заложены только в детях цирковых артистов-родителей. Поэтому новое поколение стремились выращивать из отпрысков тех, кто мало-мальски добился успехов на арене. Обучение начиналось рано, в 4-5 лет. При этом никто не ждал, пока ребенок привыкнет и не спрашивал его согласия. А через пару лет изнурительных тренировок он был вынужден выступать наравне с другими. Но не только дети «звездных» родителей шли по их стопам. В «цирковые школы» могли брать на обучение и обычных детей, причем бесплатно. Но мать, отец или опекун должны были отдать ребенка на целых 10 лет!За это время он должен был не только выучиться на циркача, но и отработать вложенные в него средства. Поэтому с того момента, как он переступил порог цирка, для него начиналась взрослая жизнь. Постоянные тренировки, затем и выступления, работа по хозяйству: расклеивание афиш, складывание и установка циркового помещения, уход за животными, в общем, все, что он мог успеть. Его бесплатно кормили. И, естественно, ему не платили ни копейки до тех пор, пока не выплачивал долг. А за шалости и плохой успех в учебе он получал побои – бесправная вещь хозяина на десятилетие!

Как правило, в такие заведения на работу шли только те, кому больше некуда было податься. Хорошо освещен уклад тогдашнего цирка в рассказах И. Забелина «Наездница» и Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Образованность

У детей почти не оставалось времени на то, чтобы учиться читать и писать, поэтому многие так и остаются на всю жизнь необразованными. Кроме того, цирк все время гастролировал, поэтому даже питание зависело от успеха представления.В 15-16 лет дети становились уже совсем взрослыми. На них ложилось много обязанностей, связанных с переездами цирка на новые места, перевозкой цирковых вещей. Кроме того, ежедневные репетиции никто не отменял. Если прибавить сюда ежедневное участие в нескольких номерах, то можно считать, что времени ни на отдых, ни на сон почти не оставалось. Неудивительно, что молодые артисты считали болезнь временем, когда можно хоть немного отдохнуть.

Неорганизованность и низкий уровень

Недовольство артистов условиями выступления и проживания стало причиной, по которой многие из них начали искать места работы своими силами. На рубеже 19-20 веков  были популярными организации, которые занимались поисками рабочих мест, а для циркачей, временно оставшихся без работы, предлагалась небольшая материальная помощь. Иногда артисты угрожали прекратить выступление прямо посередине номера, если им не будут выплачены заработанные деньги, и уходили из цирка, выступали на улицах. К началу 20 века ситуация накалилась, и было принято решение о создании профессионального союза, который бы занимался интересами работников цирка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Летопись - Исторический проект
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector