Олимпийский цирк Антонио Франкони во Франции

Во второй половине 18 века стало впервые известно о дрессировщике Антонио Франкони. Известность он приобрел, сначала показывая номера с птицами – голубями, куропатками, фазанами. И даже однажды давал представление в «Английском амфитеатре» Ф. Астлея. Затем его заинтересовали лошади, он стал наездником и устраивал конные демонстрации в Париже (1791 год), Лионе и даже построил собственный манеж. А когда ситуация в стране вынудила Астлея покинуть Францию, Франкони присвоил себе его детище. Теперь все показы шли только там, в «Амфитеатре».

Конная программа «Амфитеатра предместья Тампль»

С 1793 года постановки шли полным ходом. Сначала в них участвовали только сам Антонио и его сыновья, затем к ним присоединилась бывшая труппа канатоходцев и конных акробатов, которая работала с Астлеем. Франкони пытался сделать свою программу интересной: он добавил пантомиму, силовую акробатику, дрессуру. Не обходилось, конечно, без недостатков, ведь до этого он имел дело только с птичками. В целом же, уровень постановок только выиграл.Много для его развития сделал один из сыновей, Лоренцо. Он настолько хорошо чувствовал характер лошадей, что мог научить их и прыгать через преграды, обручи, друг через друга, натянутые ленточки. Его животные ловко пробегали через заклеенное бумагой отверстие, прозрачный тоннель. В будущем его способности не раз помогут ему в обучении верховой езде знатных дам и кавалеров.

Пару слов о постановках

В придуманных Лоренцо номерах лошади могли быть кем угодно: прыгунами, разносчиками (приносили газету, платок), едоками и даже мертвецами. Так он именовал скакуна, который обходился без наездника. Другие номера превращались в смешные сценки и пантомимы, которые высмеивали своих участников.«Смерть генерала Мальборуга», «Дон Кихот и Санчо Панса», «Роньоле и Пасс-Каро» пытались рассмешить зрителя, заставить его не обращать внимания, что лошади плохо почищены, а свечи – дымят. Спектакли шли настолько успешно, что семья Франкони построила еще один манеж. Но он помешал строительству парижского проспекта имени Наполеона Бонапарта, поэтому место для следующей арены, да и название тоже Антонио выбирал с особой тщательностью.

Родом из Олимпа?

В 1807 году А. Франкони заново открывает филиал своего манежа. И называет его «Олимпийским цирком», но неспроста. Пытаясь подружиться с новой властью, он делает так, чтобы его творение пришлось по вкусу Наполеону – тогда им будет восхищаться вся знать, туда нахлынут люди! Великому полководцу очень нравилась античная культура, он хотел ее возродить и во Франции. А что может быть ближе к античности, чем Олимп?!Этот цирк, а потом и еще один (открыт в 1818 году), отличался от предыдущего. Во-первых, он имел не только арену диаметром 16 метров, на которой гарцевали лошади, но и возвышение – сцену. Во-вторых, в грубую только конную программу добавились грация наездников, оформление сцены, больше театральности, пластичности. То есть Франкони наконец-то обратил внимание и на эстетическую сторону номеров.

Исполняемые жанры

Настоящим приобретением цирка Антонио Франкони считался А. Дюкро. Превосходный наездник, мим и акробат, он легко и непринужденно прыгал через шали и ленты, на скорости пересекал тоннели, при этом демонстрируя изящные движения: то вставал во весь рост, то пригибался, держался одной рукой, «поднимал парус», показывал приветственные жесты, например, в «Матросе во время бури». Поль Кюзан – не только блестяще играл, пародировал, держался в седле, но и сам писал музыку, придумывал наряды, сюжеты к сценкам.Особой популярности достигли шуточные номера с лошадьми. Так, «пьяный» учитель на коне дразнит прохожих,  леди на лошади получает смешные «особо ценные» указания от своего недалекого мужа в представлениях «Пьяный пейзан», «Господин и госпожа Дени».

Танец соединялся с конным мастерством, военно-батальными сценами, шутливыми играми в отрывках из балета «Сильфида», «Галантная цветочница», «Жизнь солдата». Массовая дрессировка лошадей с маскарадом, строгим перестраиванием, катанием бок о  бок показана в сценах «Римские игры», «Алжирский маневр», «Средневековая кадриль», «Улан, защищающий свое знамя».

Школа верховой езды

Наполеон Бонапарт покровительствовал лошадям и конной езде, поэтому в период его правления «эпоха любви к лошадям» достигла своего апогея. Популярными стали парадные выезды на породистых скакунах, развивались школы.Франкони, в частности, его сын Лоренцо, успешно предлагал уроки обучения верховой езде обеспеченным людям. Из его школы вышли талантливые наездницы Каролина Лойо, Антуанетта Лежар, Полина Кюзан, которые потом стали примами многих конных театров мира – Жака Лежара, Александра Гверры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Летопись - Исторический проект
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector