В семнадцатом столетии очень высокую популярность и широкое распространение приобретает новое идеологическое направление Просвещение. Бомарше, Дефо, Дидро, Вольтер, Свифт – философы, критики и писатели, которые наиболее усердно развивали данное течение. Характерной черной Просвещения являлось некое обожествление ума как единого критерия оценивания всех явлений действительности.
Человеческая сущность как творение общества
Просветители 17-го столетия следовали мнению, что природа не создает человека ни добрым, ни злым, а особенности человеческого характера и его сущность являются следствием воздействия окружающей среды и определенных ситуаций. Исходя из подобных убеждений, можно с уверенность сказать, что все недостатки человека определяются исключительно порядками и средой. Подобное явление можно заметить практически во всей литературе 17-го столетия – создавая отрицательных героев, писатели изо всех сил пытались объяснить читателю их негативные поступки условиями жизни. Именно отсюда вытекают социально-критические тенденции в искусстве, создающее у читателя впечатление о том строе, в котором рождены аморальные человеческие натуры. В целом, просветительская литература наполнена типажами деспотов, самодуров, соблазнителей, а также их жертвами.
Невзирая на мнение о том, что именно общественный строй делает человека падшим и морально бедным, просветителей не интересовал вопрос о революционных изменениях. Именно это является основным противоречием их мировоззрения. Писатели Просвещения возлагали надежду на воспитание общества в гуманистическом духе и на привитие человеку идеи социальной справедливости, а не на революционные изменения. Но в то же время они довольно узко понимали общественную среду. Затрагивая тему влияния социальных условий на человеческую сущность, просветители показывали, как общество морально уродует человека, но при этом они не раскрывали классовых и экономических истоков угнетения человека.
Писатели Просвещения, в особенности французские, создали своеобразный культ «естественного человека», которого они наделяли здоровыми стремлениями и чувствами, а также объявляли порождением самой природы. Все негативное в нем рассматривалось как отрицательное влияние общества. Надо сказать, эта теория пользовалась особым успехом в буржуазных кругах, так как была направлена против феодализма. Именно поэтому идеализирование буржуа, которого мыслители семнадцатого столетия «рисовали» как естественного человека, была не случайной. Они рассматривали его как личность, сформированную внеисторически.