Историю архитектуры Древней Греции, как и Древнего Египта, можно условно разделить на несколько основных этапов. Первым из них стал архаический период, но, к сожалению, до сегодняшнего дня не сохранилось ни одного вещественного памятника, датируемого временем с 7 в. до н.э. и по 590 г. н.э.
Ранне-классический период
Если судить по руинам сооружений того времени, то можно сделать вывод, что древнегреческая архитектура постепенно начала освобождаться от влияния древнеегипетского и восточного направлений. Основной стиль строительства – дорический, который сперва был тяжеловесным и абсолютно неизящным, но шаг за шагом обретающим красоту и легкость. Наиболее известными греческими постройками того времени можно считать храм Зевса, расположенный в Афинах, храм Геры, находящийся в Олимпии, и дельфийский храм Аполлона. Кроме того, древнедорический стиль проник и на территорию южной Италии и Сицилии. Одним из примеров монументального архитектурного искусства можно считать храм Деметры в Пестуме. Еще одним удивительным творением этой эпохи является настоящее чудо света – храм Артемиды в Эфесе. Его история удивительна: прекрасное сооружение было сожжено Геростратом, а после восстановлено во времена правления Александра Македонского.
Классический период
Время с 470 г. до н.э. и по 338 г до н.э. считается расцветом древнегреческого архитектурного искусства. Дорический стиль постепенно становится все более изящным, и ему на смену приходит ионический стиль, а позже и стиль коринфский.
Греческие храмы обретают особую гармоничность и благородство. Для их возведения используются роскошные материалы и украшения, что свойственно творениям малоазийских зодчих. А вот сицилийские постройки известны своей монументальностью и колоссальными размерами. На смену известняку и песчанику приходит доступный для тончайшей обработки и очень деликатный мрамор.
Примером смягченного в Аттике доризма может служить храм Тесея в Афинах, а вот ионический стиль олицетворяют собой храм Ники Бескрылой и уже разрушенный храм в Илиссе. При Перикле был возведен величественный Парфенон – храм покровительницы города. В работе над сооружением участвовали Калликрат и Иктин, а скульптуры для него были созданы Фидием.
Храм Парфенон
Период эллинизма
Четвертый период древнегреческой архитектуры утратил чистоту вкуса, свойственную предшествующей ему эпохе. В Элладу проникли изнеженность и чувственность Востока. Теперь на первый план выходит эффектность построек, свойственная пышному коринфскому стилю. Одним из примеров архитектуры того времени может служить храм Крылатой Афины, созданный Скопасом, а также храм Зевса в Немее.
Храм Зевса