Само по себе слово «эклектика» имеет древнегреческие корни и переводится как отборный, избранный. В русскую и европейскую архитектуру эклектика пришла приблизительно в 1830-м году. По своей сути представляет синтез целого ряда различных стилей, в том числе необарокко, неоренессанса, неоготики, неорококо, неовизантийского, неомавританского и псевдорусского направлений.
Исторический аспект
Жизнь эклектике дали авангардисты, стремящиеся создать нечто новое, но постоянно сталкивающиеся с тем, что все новое оказывалось немного подзабытым старым. В конечном итоге деятели искусства поняли, что «родить» что-то совершенно иное получится, только если заимствовать и совместить уже существующее.
Таким образом, эклектика во многом вобрала в себя черты архитектуры, доминировавшие в Европе 15-18 веков, но при этом ее отличают и совершенно иные свойства. К примеру, в эклектике, в отличие от того же модерна, был сохранен архитектурный ордер, но притом он утратил свои приоритетные характеристики.
Зодчие, творившие в стиле эклектики, стремились привязать форму здания к его функциям. В России, например, стиль Тона К.А. можно было назвать официальным стилем, использовавшимся для строительства храмов, но при этом он был абсолютно не применим при возведении зданий частного характера. Именно поэтому, говоря об эклектике, можно сказать, что она многостильна, поскольку включает в себя основы различных стилевых школ и использует их в зависимости от типа той или иной постройки. Кстати, в этом и состоит ключевое отличие эклектики и ампира, поскольку последний предполагает использование единого стиля при проектировании зданий любого типа.
Эклектика: в чем «соль»?
Если говорить строго, то назвать эклектику отдельным стилем нельзя, поскольку она сама по себе предполагает смешение целого ряда архитектурных направлений. Многие архитекторы вообще окрашивают термин «эклектика» в негативные краски, считая ее стилем с отсутствующими канонами и рамками. Но при всем при этом эклектика, если подойти к ней с тонким чувством вкуса, позволяет рождать настоящие шедевры архитектуры.
В целом же, для эклектики характерна монументальность, приправленная обилием различных декоративных элементов. Здания, построенные в данном стиле, представляют собой единый синтез по-настоящему художественных аспектов и самого что ни на есть технического назначения.