Этот стиль архитектуры появился в Европе в начале 17 века, а в переводе с итальянского данное слово означает «вычурный», «причудливый». Барокко пришло на смену строгим геометрическим формам, которыми пользовались зодчие эпохи Возрождения. Теперь многие сооружения украсили сложные декоративные композиции, создававшие эффект пышности и масштабности архитектурного замысла.
Новые элементы интерьера и фасадной части
В зданиях, возведенных в стиле барокко, колоннам и полуколоннам пришли на смену плоские пилястры, которые проникли в наличники и фронтоны. В свою очередь, данные элементы богато украшались завитками, гирляндами и человеческими фигурами всевозможных размеров. В разное время дня светотеневая игра солнечных лучей порождала оригинальные рисунки, в результате чего создавалось впечатление, что все здание дышит и словно меняется в зависимости от часа суток.
Одна из специфических черт архитектурных конструкций в стиле барокко – построение сложных рисунков из элементов, составляющих фасад. Они всячески проникают друг в друга и словно переплетаются, в то же время наиболее тесно взаимодействуя и с окружающим пространством.
Не уступал богатством деталей и интерьер построек того времени. Сложно изгибающиеся лестницы устремлялись в украшенные различными деталями залы, которые всячески подчеркивали свое основное предназначение – это были настоящие чертоги для развлечений и пышных церемоний. Поэтому данный стиль стал настолько популярен у представителей знатных сословий и церковнослужителей, которые лучше всего чувствовали, каким образом можно было произвести на скромного обывателя неизгладимое впечатление и подчинить его своей воле.
Проникновение барокко в Россию
Но не все европейские страны воспылали идеями итальянских архитекторов. Так, практичная Голландия, буржуазия которой славилась более строгими нравами, не стала копировать пышные архитектурные формы барокко. Царствовавший в России в то время Петр I также во многом разделял голландское направление развития, поэтому стремился максимум усилий страны направить на построение промышленных сооружений и заводов. Лишь во времена Елизаветы Петровны барокко, наконец, проникло в российскую архитектуру, обогатив ее новыми идеями. В результате появилось множество новых зданий, отличавшихся своим ярким и праздничным оформлением, поражавших монументальностью и размахом архитектурной идеи. В чем-то творения зодчих того времени даже следовали традициям возведения ярких и незабываемых древнерусских теремов.