Футуризм в России

Футуризм олицетворяет собой некий перелом в сознании человека, в полной мере проявившийся в начале 20-го века. Впервые об этом стиле заговорили в 1909 году, именно тогда итальянец Т. Маринетти написал свой «Манифест футуризма». Поначалу это было движение свободолюбивых юношей и девушек, стремящихся разбить в дребезги устоявшиеся в искусстве каноны. Футуристы верили в то, что настает новая эра человечества, основанная на достижениях технической революции. Именно эта вера подвигла молодое поколение на поиски новых средств художественного выражения собственных мыслей и представлений.

Футуристическая архитектура

Первооткрывателем в стиле футуризма стал Антонио Сант-Элиа, выпустивший цикл рисунков «Новый город». По его проектам дома имели невероятные формы, электростанции, заводы и дороги были просто фантастическими. Но гибель автора привела к тому, что проект так и остался проектом, войдя при этом в историю архитектуры.

В России к так называемым «чистым» футуристам можно отнести Якова Чернихова, ставшего автором «Архитектуры будущего» и «Книги архитектурных фантазий», написанных в 20-30 гг. ушедшего столетия. При этом по-настоящему назвать футуризм отдельным архитектурным стилем все же нельзя. Скорее, это было одно из направлений авангардизма. Притом последний дал возможность архитектуре прошлого найти новый вектор развития, способный перенести человечество в третье тысячелетие, разрушив все существующие на тот момент классические каноны.


Цикл “Архитектура мостов” Якова Чернихова

Футуризм – это неустанное, неуклонное движение в будущее, настолько стремительное, что сравнить его можно лишь с полетом. И неудивительно, что многие авторы проектов «городов будущего» приняли достаточно активное участие в политико-агитационных кампаниях, со всей своей мощью проявившихся после Октябрьской революции 1917 года. Молодые, дерзкие, смелые и отчаянные архитекторы, скульпторы, литераторы, художники видели за изменениями, происходящими в стране, возможность оторваться от реальности, изменить существующие правила и направиться вперед, в будущее.

Но, увы, творческий взлет, обусловленный развитием авангардизма в целом и футуризма в частности, который пережила отечественная архитектура в начале 20 века, был резко прерван. С приходом к власти И.В. Сталина на территории советских республик начал устанавливаться тоталитарный режим, и не соответствующий ему авангардизм был подвергнут жесточайшей критике. В конечном итоге, с приходом тридцатых годов на смену зарождающемуся и расправляющему крылья авангардизму пришел сталинский ампир.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Летопись - Исторический проект
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector