Рококо считается одной из поздних вариаций барокко, поэтому данный стиль не отличается столь яркими чертами, как известное итальянское направление или строгий классицизм. Наиболее изысканные с декоративной точки зрения сооружения в стиле рококо можно встретить в дворцовых комплексах Германии, России и Франции 18 века. И если основными цветами, задававшими оформление в стиле барокко, были голубой и золотой, теперь их сменили всевозможные вариации пастельных тонов. Розовые, жемчужные и серые оттенки создавали в интерьерах ощущение умиротворенности и интимности.
Основные элементы стиля
Главная отличительная деталь рококо – это орнамент, получивший название рокайль. Данное украшение представляло собой оригинальное сочетание природных камней с листьями растений и раковинами. Особенно ярко рокайль стал заметен при оформлении садовых беседок, ротонд, насыщении новыми элементами террас, а также при отделке фонтанов и интерьеров.
Высшее общество многих европейских стран несколько утомилось от пышности и кричащей яркости барокко, поэтому в 18 веке вновь возвращается тяга к спокойствию и внутреннему уюту помещений. Многие ученые, литераторы и художники того времени выражали всеобщее стремление вернуться назад к природе, вновь возвратилась страсть к открытию неизведанных земель.
Все эти настроения не могли не отразиться на произведениях ландшафтного искусства. Стиль паркового пейзажа становится более интимным, рельеф несколько успокаивается, и у многих архитекторов пропадает стремление возводить в центре привычные пышные фонтаны. В парках вновь можно наблюдать тихие искусственные пещеры и незаметные гроты, минималистичные скальные композиции и спокойную гладь прудов.
Сады эпохи рококо
Большое влияние на умы ландшафтных мастеров того времени оказали китайские сады. Это была очередная попытка европейских жителей проникнуть вглубь восточной философии и немного понять принципы китайского искусства. К сожалению, на данном этапе все ограничилось лишь восприятием декоративной составляющей пейзажей, а для духовного понимания время пока не наступило.
Сады периода рококо разбивались специально для прогулок, в отличие от комплексов эпохи барокко, создававшихся для любования с разных точек. Одной из наиболее запоминающихся особенностей садовых ансамблей того времени можно считать иллюзорность. Особое восхищение вызывали сложные растительные лабиринты, криволинейная форма дорожек и картины в конце аллей, являвшиеся ничем иным, как очередным оптическим обманом…