Как и многие другие виды циркового жанра, акробатика пришла к нам из античности. В Древней Греции большое внимание уделяли гармоничному и равностороннему физическому развитию человека. Это привело к созданию отдельного вида искусства – акробатике.Ее почитатели постоянно совершенствовали свое тело, укрепляли мышцы, делали растяжку. Благодаря этому мышцы рук, шеи, спины становились такими же крепкими, как ноги. Вот почему они с легкостью делают сальто и плавно приземляются, свободно ходят на руках. Само слово «акробат» переводится с греческого как «тот, кто ходит на носках».
На Крите во время сборки урожая проводились игры с быками. «Играя» с быками, акробат крутил вокруг него сальто, прыгал, то есть грациозно уворачивался от его рогов. Об этом можно судить, изучая фрески Кноса (Кносского дворца) и Агиа-Триады.
На золотых кубках, найденных в Спарте, акробаты ловко делают перевороты, а затем хватают быка за рога и «седлают» его. В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» также есть упоминания об акробатике. В Древнем Риме всех странствующих артистов – акробатов, гимнастов, эквилибристов – называли циркуляторами. К слову, очень часто они сочетали в себе все умения.
«Темное» Средневековье
В Средние века церковь, как повелось, большинство видов искусства причисляла к проискам нечистой силы. Поэтому акробатика была больше кочевой. Однако уже в эпоху Возрождения в Италии устраивают конкурс специально для акробатов. На глазах у толпы каждая команда строит высокую живую пирамиду. Победила та, которая состояла из 30 человек и имела высоту более 9 метров.В 16 веке написано первое руководство по акробатике Тюккаро. Его дополнил и переиздал Стрели. В своей книге «Акробатика и акробаты» он описал многие упражнения, ошибки и то, как их не допускать. Уделил отдельную главу партнерской поддержке и страховке.
Скоморохи – мастера на все руки
Акробатика, как жанр циркового искусства, появилась в 18 веке. На Руси – и того позже. При этом акробатами, гимнастами, клоунами, сатириками одновременно были скоморохи. Их выступления и переезды от города к городу стали прообразом кочевых цирков.
Акробатика в современном цирке
На сцене можно увидеть силовую (спортивную) акробатику, плечевую (вольтижную), конную, прыжковую. В наше время артисты не ограничены и в снарядах. Они используют батут, доску-перевертыш, трамплины. Но основными упражнениями, которые они выполняют, остаются сальто назад и походка на руках.
И, если артист хорошо освоил акробатику, он без труда сможет освоить и остальные цирковые жанры, требующие гибкости и силы мышц: гимнастику и эквилибристику.