Не только фокусами можно пощекотать нервы в цирке. Схожие эмоции вызовет и огромный атлет с грудами мускулов, который способен прямо на арене поднять огромный камень. Развлекательная атлетика: именно так называют в цирке номера с силачами.
Атлеты в истории
О них известно с древних времен. Атлеты издавна были в большом почете. Греческие мифы о полубогах-полугероях – Геракле, Ахилле, Антиное – рассказывают, что герои обладали огромной силой, могли запросто сдвинуть с места целый обоз, скрепленный вместе, и даже изменить русло реки.Живые силачи выступали на Олимпийских играх, открывали религиозные празднования. От них не отставали и римляне. Победителей награждали лавровыми венками, их лица сияли на монетах, высекались из мрамора. Но только в V веке атлетика превращается в способ зарабатывания денег. Ее поклонники выступают везде, где собирается много людей: на площадях, рынках, праздниках.
Цирковая атлетика в России
А Россия близко познакомилась с атлетами только в XVIII веке. Царь Петр I, который всегда привозил из-за границы развлечения для себя и людей, на сей раз пригласил силача Эккенберга. Тот вышел к зрителям в образе веселого малого. Между делом он руками разрывал железные цепи, поднимал большие тяжести. А когда уходил со сцены, прихватил с собой барабанщика, играющего на барабане верхом на чугунной пушке.
Обыгрывание номеров
Простое поднимание тяжестей надоедало зрителям. И атлеты разнообразили свои номера жонглированием и балансированием. Теперь в воздухе мелькали 16-килограммовые гири и железные ломы, штанги, ядра от пушек. А чтобы усилить эффект, к летающим предметам добавлялись шарики из ткани, шерсти, бумаги.Силач мог одним подбородком удерживать целую платформу, на которой сидела пианистка и играла на фортепиано (Роликс). Были номера, когда артист держал на себе целый ансамбль – десять музыкантов и их инструменты (Сандвина).
Бытует мнение, что демонстрация силы – прерогатива мужчин. Но уже в конце XIX века появились первые женщины-атлетки: Баланотти, Сандвина, Брумбах. Последняя под псевдонимом «Екатерина Великая» объехала весь мир. Ее коронный номер: железная наковальня с двумя кузнецами, кующими железо у нее на груди.
Чем еще удивить публику?
Позднее для атлетов начали проводиться регулярные соревнования, которые находили новые таланты. Гаккеншмидт, Лурих, Лебедев свои первые таланты показали именно в кружке силачей. А цирковые номера становились все более захватывающими.Артисты не только поднимали тяжелые колесницы, камни, железо. Они подбрасывали руками и ловили спиной пушечные ядра, поднимали их зубами. Известные атлеты России прошлого века: братья Нелипович, Херст, Анохин.
«Новое – это хорошо забытое старое». И атлеты вернулись к своим истокам. Наряжались в тогу, использовали старинные щиты, трезубцы, естественно, невероятно тяжелые. А в начале XIX века на манеже даже поставили первый театральный номер с участием атлетов, «Самсон».