Цирк Гаэтано Чинизелли

Во второй половине 19 века по всей России действовали цирки. Часть из них работала передвижниками, как «Русский цирк Никитиных», но многие давали выступления в личных зданиях. Среди них и  цирк Чинизелли, который открылся в 1887 году. Но обо всем по порядку.

Выходец из цирка

Многие артисты сначала выступали в труппах других известных лицедеев. Гаэтано не был исключением. Итальянец по происхождению, уже подростком он начал работать у Александра Гверры в его конной школе, а затем перешел к Антонио Франкони, где преуспел в верховой езде. Наработав опыт, он создает собственную труппу и колесит с ней по Европе. Женитьба на дочери циркача Гинне, Вильгельмине, которая также считалась отличной наездницей, открыла для него новый мир.

Гинне приглашает его в только что открытый цирк. Далеко, конечно, от родных мест, в России, но зато возможностей больше. Молодой артист принимает приглашение, а тесть разглядывает в зяте небывалый талант и берет его в долю. Так Гаэтано занимает должность наравне с Гинне. Но в его мечтах он желает создать собственный цирк, цирк Чинизелли.Надо сказать, что далеко не все могли себе позволить посещать представления. В основном это были высокие государственные чины и офицеры. Среди них артист заводит полезные знакомства, именно они помогают ему выхлопотать разрешение на строительство. В 1877 году он торжественно открывается на Цветном бульваре.

Цирк переходит из рук в руки

Гаэтано недолго наслаждался своим детищем. После его смерти права перешли к Вильгельмине, но она отошла от дел, вернее, передала права на владение их с Гаэтано сыновьям. При братьях, как никогда раньше, проявились стремления к шику, роскоши. Цирк становится не только зрелищем, но и отражением жизни знатных людей.


Цирк Чинизелли

О новинках французской моды часто узнавали именно в «салоне-цирке». В нем собирались, как на приеме у знати: везде лежали мягкие ковры, в нишах и возле конюшен стояли аквариумы с золотыми рыбками, обслуга галантно раскрывала двери рукой, одетой в лайковую перчатку. Сами выступления тоже были роскошными: лошади в дорогой сбруе, наездники и акробаты в богатой одежде. Чинизелли стремились подчеркнуть, что их выступления посвящаются богатой публике.

Цирковые номера

В первую очередь на арене блистало все семейство Чинизелли: братья Андреа и Сципионе, жена младшего, Люция, дети, Лиза и Эрнесто. В конных номерах могло участвовать до нескольких десятков лошадей одновременно, они сопровождались  быстрой верховой ездой, в повозке, управлением одной рукой, ездой стоя, акробатическими трюками. Из нее вышло немало молодых талантов.Наездник Джеймс Филлис демонстрировал особенные способности к верховой езде, за что удостоился чести работать в Офицерской кавалерийской школе и написал книгу «Основы выездки и езды». По ней училось не одно поколение красноармейцев. Разбавляли конные номера выступления клоунов, дрессировщиков более мелких животных, жонглеров, канатоходцев.

Вот имена тех, кто развлекал публику в «Цирке Чинизелли»:

  • наездники Жан Беллини (муж и жена), Колейников, выполнявшие отчаянные трюки. Они перепрыгивали через лошадей, столы, обручи, сальто-мортале, тройное сальто;
  • канатоходцы и жонглеры;
  • дрессировщики: голубей – мисс Мацелли, слонов, медведей – Томсон, Ходашевич;
  • клоуны Анатолий и Владимир Дуровы, Альфредос, Готье, Манзони, братья Прайс, Фрателлини.

Не обходилось и без комедии:  «Два фонарщика», 1887 год, «Веселые мостовщики».

Дрессура

Цирковая семья радовала своих зрителей и другими дрессированными животными. Мисс Кора, Ричард Лист, Вагнер показывали послушных львов, тигров и леопардов, которые ходили на задних лапках, бегали, прыгали, танцевали, медведи кружились под музыку, а быки крутили рогатой головой в такт песне. Вильям Ольшанский показывал кошку, которая умела летать с парашютом. Восточная незнакомка Дамаянти выступала со змеями, русские артисты, Чернов и Лавров – с собаками и медведями.Чинизелли также пытались всячески удивить публику. Их гимнасты показывали упражнения на тройном турнике, отталкивались и подлетали высоко вверх, а затем мягко приземлялись, поднимались на трапецию, пили там напитки, играли и пели, а потом прыгали с закрытыми глазами с громадной высоты.

Особо выделялись акробаты и гимнасты Пончарилло, Манзони, Бианка. Немецкая труппа Гегелшьман даже показывала полет под куполом на тросах. Братья Гикс и девица Нелли, могли прочесть мысли на расстоянии, а артист Делькраус щебетал, стрекотал, как птицы, ревел, как медведь или лев.

Пантомима

Пантомимы здесь тоже были в большом почете. «Крысолов из Гамельна», «Русская свадьба» публика воспринимает «на ура». От себя они добавляют много танцев, балетных движений, арену превращают в большой каток («Большой праздник на льду, или Карнавал на Неве»), бассейн с водой («Четыре стихии»). Там же катаются на коньках, плавают на ярких лодочках, а темная вода подсвечивается разноцветными фонариками, в которой арена превращалась в бассейн, где плавали лодки, украшенные фонариками. С политической целью ставятся героические и военные произведения «Нибелунги, или Неустрашимый Зигфрид», «На дальнем Западе», «Французская армия в Алжире». В них с особым изяществом показана роль лошади.Позже цирк национализировали, перестроили, и сейчас он носит название «Петербургского государственного цирка».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Летопись - Исторический проект
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector