В ХIХ веке на Руси были очень популярны массовые народные гулянья. На том месте, где в Москве сейчас раскинулся Александровский сад, раньше текла река Неглинная. Зимой, когда она замерзала, в ее русле устраивали веселые гулянья. Катались с ледяных горок под музыку с плясками и цирковыми программами. Позже, в 1820 году, по приказу императора Александра I Москва начала реставрироваться после пожара, и место проведения заменили Земляным валом.Отведенная территория была немаленькой: больше километра в длину, 100 метров в ширину. Вначале ее просто обнесли оградой и выстлали сухими ветками и землей, чтобы не было скользко. Но развлекательная программа с каждым годом только набирала обороты, и вскоре там появился целый игровой городок со своими деревянными домиками-балаганами, ледовыми горками, каруселями, торговыми палатками. В летнее время веселье переносилось в Марьину Рощу, Сокольники.
Программа в балагане
Только на Земляном валу насчитывалось 13 балаганов. Как они выглядели? Для того чтобы его можно было быстро собрать или разобрать, стены строились из пригнанных друг к другу деревянных досок, а крышу делали из плотного полотнища. Внутри он делился на актерскую и зрительскую части. Первая отделялась бархатным занавесом, за ним актеры могли переодеться, прихорошиться. А в отделе для зрителей находились сидячие и стоячие места.
Арлекинада – классика балаганного искусства
Вначале в балаганах исполнялась французская и итальянская программы: пели народные песни, показывали пантомиму. Но особенным успехом пользовались арлекинады. Сюжет был одним и тем же: бедный Арлекин хочет жениться на дочери богача Кассандра. Он выставляется как хитрый парень, которому все проделки сходят с рук. Он хочет заставить Коломбину в него влюбиться. Но не все так просто, ведь верный служащий ее отца, Пьеро, всячески пытается этому помешать. Тем более что он и сам не прочь добиться расположения богатой невесты. О смешных похождениях рассказывается в сценке с помощью танцев, пения и сатирических реплик в сторону.Кроме них, в балагане могли выступать силачи, певцы-паяцы, ставились кукольные представления. А чтобы привлечь людей к себе «на огонек», актеры выдумывали приглашающие сценки на открытом балконе павильона. Зазывалы, русский Дед и Пьеро-паяц, привлекали внимание шутливыми перебранками. Дед, как опытный актер, пытался научить Паяца, как играть на потеху зрителям. А паяц повторял все нотации, как кривое зеркало: перепутывал слова, менял их местами. Диалог двух шутников прекращался, чтобы зрители могли послушать отрывки из программы под музыку оркестра, которые исполнялись прямо на балконе.
Но не только сатирические сценки имели успех у зрителей. На сцене выступали и дрессированные медведи. Они танцевали, «причесывались» под музыку, потешно помахивали лапой. Ярмарочные игры превращались в сплошную толпу из фокусников, акробатов, канатоходцев. А самые смелые могли заглянуть в музей курьезных редкостей, или паноптикум. Там можно было увидеть мужчину-пуделя, сплошь покрытого длинной густой шерстью, самую толстую женщину в мире, сиамских близнецов, лилипутов. Но больше всего люди стремились увидеть странную мексиканку Юлию Пастрану с бородой, как у взрослого мужчины. Удивлялись, пугались, но шли послушать, как она поет и танцует или просто обходит сцену, улыбаясь первым рядам.
Там же в стенах балаганов стали известными цирковые актеры и дрессировщики: Анатолий и Владимир Дуровы, братья Никитины, Виталий Лазаренко.