Цирк в Древней Греции

Судя по давности предметов искусства, найденных при раскопках в Греции на территории древних Микен, Тиринфа, ее культурное развитие датируется еще эпохой бронзового века. Но всеми своими умениями Древняя Греция обязана коренным жителям только частично: в ней есть примесь и римской культуры. А Священная Римская империя, как известно, хватала открытия везде, где могла завоевать народ.

Пути к славе

Впервые о Древней Греции, или Элладе, мы услышали из уст великого Гомера примерно в 32-8 веках до н.э., поэтому этот период и называется гомеровским. За ними следовали архаический (7-6 вв.), классический (5-4 вв.) и, наконец, эллинистический периоды (3-2 вв. до н.э.). С этого времени греки становятся собственностью Древнего Рима. Их культура приобретает общие черты не только с Римом, но и с Египтом – последний вошел в состав империи еще раньше.

Первые зачатки цирковой культуры

Надо сказать, что греки, как и римляне, не могли жить без духовных развлечений и зрелищ. И это отражалось на их творчестве: лирических эпосах, драматургии, скульптуре,  прозаических сочинениях. Великие творцы того времени – Эсхил, Софокл, Сапфо, Пракситель, Гомер – каждый на свой манер рисовали картину античной культуры – рабовладельческий строй, религиозные традиции, ежегодные танцы и праздники, спортивные соревнования. Здесь же появились популярные и по нынешний день громкие философские учения. А в противовес им – безмолвные мимы, которые высмеивали серьезное отношение к жизни.


Гомер
Первая клоунада была похвально воспринята зрителями. Она присутствовала везде: в поклонении богине плодородия Деметре и богу веселья Дионису, на праздновании знаменитых Олимпийских и Пифийских игр, в ритуальных танцах лесных нимф и попытках дрессировки животных. Но самым известным родоначальником современных клоунов считается Эйрон.

Слова из далекого прошлого

Слова, которыми мы пользуемся до сих пор, сцена (скена), трагедия, комедия, оркестр  (орхестра) пришли к нам из Древней Эллады. Существовал там и прообраз привычного нам театра с помостом, на котором актеры играли свои роли с элементами циркового искусства, а вокруг, на возвышениях, сидели зрители.Он появился примерно в 5 веке до н. э. Театральное искусство было сосредоточено в крупных греческих городах, какими являлись Дельфы, Афины и Спарта. В центре Акрополя, мощной каменной крепости, находились несколько храмов для поклонения наиболее важным для города богам – Дионису, Афине, Зевсу, Нике – и театр.

Актеры преследовали несколько целей: они одновременно пытались развеселить или огорчить зрителя и удивить его. Поэтому в программе были трюки с огнем, бои с быками, канатоходцы и жонглеры, глотающие предметы и комедийные вставки импровизированного представления с гримасами, ужимками и смехом, то есть пантомима.

Пантомимика

Сначала мимом называли саму сценку. Однако с развитием популярных представлений с элементами клоунады в мимов превратились и сами исполнители. Для того чтобы показать, какую эмоцию он хочет передать, актер надевал веселую или грустную маску, танцевал заводные или унылые танцы.

Трагедия и комедия

Когда программа греческого театра разделилась на трагическую и комическую, игра мимов вышла на первый план – именно ею и подчеркивали веселье или грусть. Эллинов не интересовало фантазирование: они показывали только то, во что верили сами. Если представление носило официальный характер, оно начиналось с воспевания Олимпа и богов, чтобы их задобрить. А заканчивалось все комедийным фарсом.Например, изображая неизменных спутников Вакха, шаловливых сатиров, они превращались в человечков с козлиными ножками и хвостами, обворачивались козлиными шкурами и прямо на сцене пили вино, а потом устраивали грандиозные веселые пляски и смешили пришедших посмотреть на них людей. Отсюда и пошло название «трагедия»: песнь козлов (от слов «трагос» – козлиный и «одэ» – песня).

Комедия же носила развлекательный и праздничный характер и часто появлялась прямо на улицах, создавая целую толпу и вовлекая новых участников. Она преследовала только одну цель: веселиться, и пусть вино и смех льются рекой! Уличные персонажи и стали первыми клоунами и фокусниками. Ведь само слово «комедия» произошло от «комос» – карнавальный и «коме» – уличный  + «одэ» – песня.

Мим, или пантомима

Актеры наряжались любыми существами, которые олицетворяли радость, – сатирами, счастливыми птицами, нимфами и даже добрыми силами природы. Также они могли исполнять роли уличных прохожих-весельчаков, простаков, ленивых работников, хитрых лекарей. И вскоре изобрели свой собственный язык – язык жестов. Выразительные махи руками, кривляния, подталкивания, пинки, дразнящие выражения, притворные смех или рыдания становятся их основным способом передачи информации.И все же чаще всего программа мимов воспевала их поклонение земледелию и Деметре – богине плодородия. Этому способствовали известные комедиографы-землевладельцы того времени, например, Аристофан. Поэтому хвалебные обряды земле переплетались с чудесами и фокусами, играми с глотанием огня, танцами с факелами, жонглированием и просто шутливой буффонадой и веселыми потасовками шутов, переодетых в ос, облака, птиц или говорящих рыб в одноименных сочинениях. Уже тогда они используют веселые реплики в сторону, обращения к публике, пародирование друг друга, суетливый бег мелкими шажками на одном месте и пантомиму.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Летопись - Исторический проект
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector