На цирковую культуру после 1917 года оказала большое влияние Первая мировая война. Она сплотила деятелей культуры, которые занимались театральным, цирковым и эстрадным искусством.
РОАВЭЦ
Во время войны в 1914 году зародилось первое объединение артистов варьете, эстрады и цирка под аббревиатурой РОАВЭЦ. Вначале они морально поддерживали раненых и сражающихся, а затем собрали полноценную культурную организацию. Однако артисты цирка в почете там особо не были, ведь они были в меньшинстве. Решало же большинство: участники варьете и эстрадные исполнители. Поэтому в мае 1917 года из-за многочисленных финансовых и политических разногласий цирковые мастера отделились и образовали самостоятельное объединение под громким названием «Союз Артистов Цирка».
Первые шаги в новой роли
Постоянных актерских трупп не было, и артисты должны были довольствоваться тем, что режиссер каждый раз проводил набор участников для циркового номера. САЦ упорно пытался отстоять свои права, требуя повышения жалования за утренние представления и оплату труда не вексельными бумажками, а настоящими деньгами. Кроме того, все артисты того времени носили специальную униформу. Цирковой союз добился разрешения, чтобы освободить себя от той же участи. Борьба за свои права и свободу совпала по времени с октябрьской революцией 1917 года. Но уже в 1918 году антрепризы превратились в первые полноценные коллективы профессиональных циркачей.
Расширение программы
В том же году в Москве создается Дом Цирка, в котором обсуждаются все насущные проблемы цирковой деятельности: расширение программы, поиск залов для выступления и молодых талантов. Здесь же находится Художественная студия, в которой участники дискутируют, докладывают обстановку. Дом Цирка становится известным и правительству, некоторые из них посещают представления. Ведутся споры, нужна ли специальная школа для подготовки молодых циркачей. Но цирковая программа остается на невысоком уровне. И ровно через год НарКом А. Луначарского представляет доклады «Народный цирк и пути его развития» и «Задачи обновленного цирка».
Анатолий Васильевич Луначарский
Свое видение цирка он емко охарактеризовал: «Цирковые представления должны демонстрировать силу, ловкость, отвагу, возбуждать смех и восхищение блестящим, ярким и преувеличенным зрелищем». При этом он стоял за новаторство, изменение отдельных жанров цирка. В частности, клоунады и ее сатирического содержания: «Она должна быть целиком, правдива, остра и глубоко демократична». А также пантомимы типа буффонады или феерии, перерастающей в пластическо–революционное действо. Кроме того, от демонстрации храбрости – дрессировка животных, эквилибристика, акробатика – по утверждению А.В. Луначарского, цирк только выиграет.Луначарский неоднократно беседовал с «вождем» В.И. Лениным о таком этническом сокровище, как цирк. И с легкой руки Наркома и благословения главы правительства все существующие цирки в Москве были национализированы. Это случилось в августе 1919 года. Оба цирка, Саламонского и Никитиных, получили новые названия: Первый и Второй государственные цирки. А для подачи новых идей привлекли поэтов, художников, балетмейстеров. Среди прочих были Д. Бедный, Форрегер, Н. Эрмонд. Цирк заиграл новыми красками – современностью.