Как и большинство цирковых искусств, жонглирование пришло к нам из древности. Греческие и римские артисты, искусство которых тесно переплеталось, перебрасывались мячами и тарелками, а на Востоке – фарфоровыми вазами и горящими факелами. В средние века количество «летающих» предметов дополнилось табакерками, курительными трубками, кубиками.На сегодняшний день жонглирование использует классические и повседневные или бытовые предметы. К классическому реквизиту относятся булавы, мячи, тарелки и палочки.
Кто же навсегда записан в истории цирка? Это Труцци, Растелли, Никольский, Брюн, Игнатов, Гатто.
Расцвет жонглирования
В высшем обществе Европы жонглирование стало популярным в конце XIX – начале XX века. Выступая перед почтенными леди и джентльменами, артисты наряжались в смокинг и цилиндр, надевали галстук-бабочку. А их реквизит тщательно подбирался и начищался до блеска. Однако они могли жонглировать и любыми предметами, наугад выбранными в зале. Например, бильярдными киями или пепельницами. Известные жонглеры, Аугуст, Перецофф, Пантцер исполняют целые номера с мини-сюжетом: «В парижском ресторане», «Ужин у Максима», «Сцена в ресторанной кухне».Вскоре жонглирование сочетают со смешными сценками. Так, на сцене показывается сам «король». Он (жонглер Репп) лениво перебрасывается короной, скипетром и державой. Многие другие как бы нехотя жонглировали предметами обстановки – Баггесен, Хирн, Ребла. Стоит сказать и о российских артистах. Среди прочих – Попов, династия Отливанников, Оплетаев и другие.
Парное жонглирование
С двумя жонглерами на сцене веселее, подумали сами артисты. И показали публике номер, где каждый не только занимается своим делом, но и «помогает» товарищу: меняет свои булавы на тарелки, а мячи – на палочки. Самые известные жонглеры «в перекидку»: Оскал-Оол, «в кабриолете» Боркис, «на мачтах» Грачёвы, «с колпачками» Инякины, «со стрелами» Афанасьевы.
Танец или спорт?
Куда же без танцевальных па? И к жонглированию присоединились ритмичное постукивание ногой, покачивание бедрами, наклоны и повороты, кивки головой. Элементы спорта можно увидеть в номерах с шариками «игра с диаболо» и «игра с волчками».Жонглер Гультини «брала себе в партнеры» стену: одновременно играя с 8 мячиками. Мошен меняет ее номер, и на сцене появляется стеклянный треугольник, в котором летают, отражаются, но не падают мячи. Эверхарт, Реннер и Рамсон ловко оперируют велосипедными колесами. А Беландини для жонглирования руки не понадобились: он ловил и подбрасывал шарики ртом.
Жонглеры с тремя предметами
Портсигары, шляпы и мячики. Этот реквизит использовали мастера Кремо, Швейцер, Николаев. При этом несколько секунд на сцене видны лишь летающие шляпы, и вдруг из них вылетает портсигар, еще один и еще. И вот уже вокруг жонглера полная неразбериха: он окружен летающими шариками, плывущими шляпами и падающими портсигарами.
Когда и это зрелище надоело зрителям, в цирке появились жонглеры-тяжеловесы и артисты, умеющие жонглировать ногами.