Фраком (слово происходит от французского «frac») называют парадный мужской костюм, предназначенный для вечернего выхода и отличающийся особым покроем. Он состоит из короткого пиджака, сзади дополненного узкими и достаточно длинными фалдами, и брюк, декорированных атласными лампасами.
Как появился фрак
Необычный внешний вид фрака объясняется историей его возникновения: первоначально он представлял собой кавалерийскую униформу, не только позволявшую офицерам красиво выглядеть, но и отличавшуюся повышенным удобством. Это было весьма немаловажно для военных, которым практически ежедневно приходилось проводить в седле много часов. Впервые фрак появился в середине 18-го столетия во Франции и совершенно не являлся парадной одеждой. Однако большинство офицеров принадлежали к аристократическому высшему сословию и поэтому часто появлялись на различных балах и других увеселениях. Посему постепенно фрак стал неотъемлемой частью различных пышных праздников, а его обладатели с полным правом воспринимались как люди, находящиеся в курсе последних веяний моды.Во время знаменитой французской революции весьма популярны были фраки, выполненные в стиле «инкруаябль», что переводится как «невероятный». Такой фрак имел огромный воротник и лацканы, которым соответствовал не менее величественный, полностью прикрывающий подбородок галстук. При этом очень сильно накрахмаленный воротничок рубашки заканчивался где-то на уровне середины щек. Этот вид одежды стал воплощением революционного духа, поэтому в России, где в то время правил Павел I, такие фраки были полностью запрещены. Только после его смерти столичные модники нарушили это табу, причем вскоре после этого он стал элементом повседневного гардероба.
Особенности фрака
Упоминания о фраке в большом количестве встречаются в классической литературе: так, герои комедии Грибоедова «Горе от ума», написанной в начале 19 века, не слишком одобрительно относятся к этому виду одежды. Однако уже в «Мертвых душах» Н. Гоголя (фрак «брусничного цвета с искрой» Чичикова) и «Войне и мире» Л. Толстого (зеленый фрак Пьера Безухова) этот костюм уже вызывает восхищение и служит символом элегантности.В старину обычно носили фраки, пошитые из тонкого сукна либо зеленого, коричневого или синего бархата. Черный фрак первоначально надевался исключительно для участия в церемонии похорон.
К концу 19 века фрак уступил свои позиции разнообразным пиджакам и смокингам и стал восприниматься как парадная одежда для каких-либо официальных мероприятий, проходящих в строгом соответствии с протоколом. Также его очень часто можно встретить в гардеробе музыкантов, танцоров и тех, кто профессионально занимается конным спортом. В последнем случае фрак имеет определенные нюансы покроя и отличается от обычного с тем, чтобы обеспечить всаднику максимальный комфорт и свободу управления лошадью.