Византийские одеяния после того, как столицей стал Константинополь, повторяли западноримские тенденции моды. Однако разнообразие и интенсивность воздействия восточной культуры были столь высоки, что римский стиль одежды стал быстро исчезать. Византия подчинилась восточному этикету, приняв его роскошь и помпезность. Поначалу восточные настрои в одежде обозначились применением дорогих тканей – нарочито роскошных. Высший свет Византийского двора вместо принятых для носки ранее тканей из шерсти, легких, простых, заказывает платья из шелка, тяжелого атласа и парчи, недвижимые складки которых ниспадали вниз.
Влияние христианства на византийскую моду
Так как христианская религия оказывала большое влияние на Византийское общество, в сфере тогдашней моды отображается постепенное отделение чувственного мира человека от его духовности, когда греховными признаются попытки выразить красоту тела, подчеркнуть одеждой его изгибы и формы. Античные выражения красоты всячески искажаются и нивелируются, акцентируется «внутренняя» красота. В искусстве той эпохи сама фигура человека изображается искаженно, невзрачно. Несмотря на идеализацию аскетизма в византийском обществе, роскошь тканей, особенно нарядов, использующихся в церковных обрядах, не уменьшается. Широко используются украшения, декорирование костюмов.
Византийский шелк и парча
Византийский тип наряда, закрытый, плотный – надолго остался основным в Европе. Видоизмененные мантии, туники, пенулы навсегда остались востребованными. Эти типы одежды сотни лет были привычными для славян, что можно увидеть не только на барельефах, но и в костюмах царского двора.