В период IX – XII вв. (т.н. Романский европейский период) в странах Средневековой Европы ткани и одежду изготовляли в традициях натурального хозяйства – в феодальных замках и поместьях для хозяина, членов его семьи, прислуги и стражников. И только начиная с одиннадцатого века, при активном развитии цехового ремесленничества и городов, одежда стала производиться профессиональными мастерами.
Особенности средневекового стиля
Символизм, присущий тем временам, отобразился и в предпочтениях моды – каждый тон имел свое значение: белый цвет в одежде означал чистоту, был символом веры, голубой выражал нежное отношение, черный – печаль и скорбь или верность, желтый – предательство. Для одежды в романском стиле была свойственна многослойность – несколько туник или рубашек, нижнее и верхнее платья.
Одежда для бедных и богатых
Не только крой одежды позволял определить, к какому сословию относится человек, но и качество тканей, их расцветка, фурнитура, отделка изделий, украшения. Для дворян и богатых купцов одежда изготовлялась из яркого византийского шелка (пурпурного, синего, зеленого цвета), для простолюдинов – из грубого, домотканого льна или шерсти темных тонов (серого или коричневого цвета).
Мужская и женская одежда
Основной мужской и женской одежды были туники. Мужчины носили туники со средней длиной до половины икры, а юноши и крестьяне – до пояса, мужчины в возрасте предпочитали более свободный покрой и приглушенные тона, короли носили длинное верхнее платье. Нижняя туника с рукавами из льняной ткани и верхняя – безрукавная, с прямым горловым вырезом из дорогой материи. Кроме них, в холодное время года носили меховые жилетки, плащи. Женские туники были длиной до пола и имели трапециевидную форму, с закрытым верхом, завышенной талией и зауженными рукавами, опоясывались длинными поясами. А с XI века верхняя туника драпировались спереди крупными складками, прославляя культ беременной женщины.