С приходом Возрождения оживились все сферы духовной жизни и искусства Европы. Обустройство садов и парков не стало исключением. Творчество и гуманизм возродились и в них.
Утилитарность и строгость садовых зон отошли, наконец-то, на второй план. Прекрасную смену плодово-овощным садикам составили декоративные парковые террасы, амфитеатры и бельведеры. Произошел новый всплеск роскоши, ранее осуждаемой. Новым веяниям поддался и Ватикан, парки которого приобрели более изящную, дополненную декором форму.
Амфитеатры и бельведеры
С развитием ренессансных настроений в искусстве организации ландшафтов широкую популярность приобрели так называемые бельведеры (дословно «бельведер» значит «прекрасный вид»). Эти садовые постройки представляли собой своеобразные террасы-беседки, из которых открывался вид на парк. Очень часто бельведер приспосабливался под своеобразную домашнюю сцену, функции декораций выполняли окружающие парковые пейзажи. Вот и получалось нечто вроде миниатюрного амфитеатра.
Такое архитектурно-ландшафтное обустройство парков было особенно популярно в раннем итальянском Возрождении, затем его переняли французы и Ватикан.
Вилла Мадама
Ярким представителем ренессансного садово-паркового зодчества является Мадама, вилла кардинала и затем Папы – выходца из именитой династии Медичи. В садово-парковой планировке ландшафтного окружения этой виллы впервые был применен способ обустройства кабинетов со стенами из густой зелени. Часть Мадамского парка состояла из стриженых кустарников, составляющих комнаты.
В общем, парк виллы включает три основные части. Первая представляет собой квадратную зону со строгой геометрией (эхо Средневековья). Вторая – круглая, наполненная скульптурными элементами в духе Античности. И третья часть – это вообще стадион, где есть даже зрительские трибуны.
Оживленная геометрия
В обустройстве парков Возрождения вовсе не отказались от симметрии и точного расположения насаждений и декоративных составляющих сада. Просто планировка усложнилась и стала более затейливой и живой. Аллеи сплетались между собой интересным и неожиданным образом, могли кружить по всему парку и, наконец, приводить к фонтанам или уединенным кабинетам, беседкам или павильонам.
Периметр принято было окружать густой зеленой изгородью. Сад непременно наполнялся фонтанами и декоративными водоемами. Изысканность саду придавали античные скульптуры, гермы, амфоры и стелы из белого или розового мрамора.
Флористическое наполнение было близко по предпочтениям к древнеримскому: самшитовые изгороди, благоухающие розарии, лавровые и кипарисовые насаждения.
Кроме того, обстановка сада должна была непременно перекликаться с окружающими усадьбу видами. Поскольку виллы любили располагать на вершинах холмов (это было удобно для обустройства террас), из сада всегда можно было полюбоваться окрестностями. Окружающая отдыхающих атмосфера сада гармонировала с их пейзажами.