Основание Петергофа датируется XVIII веком. Оно началось со строительства Верхних палат, которые живописно расположились на самой вершине берегового склона, а также Малых палат на заниженной части берега. Далее следовало сооружение дамбы, которая позволила сделать более защищенной территорию от возможных затоплений, строительство канала с каскадом и обустройство отвода накапливающейся воды.
История создания садов
Изначальная общая задумка Петергофского комплекса предполагала оформление окружающего постройки пространства садами и парком. Для этого были специально повышены уровни почвы в некоторых зонах территорий, занимаемых в последствие Верхним садом и Нижним парком.
Для будущих цветников и зеленых насаждений в Петергоф завозились черноземы и первые саженцы будущей пышной растительности. В парках были созданы сравнительно неширокие аллеи – до пяти метров. Их обрамление составили липы, сосны, вязы, пихты и ели. Для раннего Петергофского периода также характерно обилие фруктовых деревьев.
Работы по сооружению и оформлению Петергофской резиденции проводились под руководством немецкого зодчего И. Браунштейна, С. Павлова, У. Синявина. За обустройство сада отвечал голландский мастер паркового и садового искусства Л. Гарнихфельт. Позднее Браунштейна сменил французский мастер зодчества Ж.-Б. Леблон. По его инициативе в резиденции были расширены аллея Монплезир и Большой канал, усовершенствованы каскад и фонтаны. Также обстановка садов была дополнена группами скульптур.
Когда Леблон умер, продолжателем его дела стал итальянец Н. Микетти. В этот период окончательно оформились композиции каскадов, фонтанов и скульптурных ансамблей. Обустроились прекрасные павильоны, уютные беседки, сад окружили искусно выполненные ограды. Разработанная В. Туволковым система для забора воды позволила в 1721 году начать работу фонтанов, каскадов и других декоративных водоемов. После победы в Шведской войне работы по обустройству резиденции оживились.
Идея садов Петергофа
Элементы оформления сада не лишены идейной символичности. Сам Петр I задумал оформить каскады в знак выхода границ государства к морям вследствие его победы в Северной войне.
Как своеобразный символ прорыва России в европейское пространство также воспринимался окруженный затейливыми фонтанами Большой канал.
Открытие Петергофской резиденции произвело ажитацию среди присутствовавших иностранцев и соотечественников. Статуи и бюсты с позолотой, роскошные вазоны, богатые цветники, изысканные фонтаны и со вкусом обустроенные строения резиденции продемонстрировали невероятные реформистские возможности новаторского правления.