Садово-парковое искусство проникло в Японию из Китая вместе с буддизмом и претерпело, впоследствии, ряд серьезных трансформаций. Однако основополагающие идеи сохранились неизменными: согласие и единение с естественной природой, лаконичность и способность увидеть великое в малом.
Простота и лаконичность весьма понятны в японских условиях ограниченности скалистых ландшафтов. Миниатюрные варианты садово-парковых шедевров – яркие достижения мастеров Поднебесной.
Так, например, императорские парки в Японии ощутимо уступали по своей величине и наполнению владениям китайских вельмож. Тем не менее, они представляли собой места, предназначенные для различных придворных развлечений и церемониалов. Отсюда и главные особенности их планировки – широкие аллеи для прогулок особ императорских кровей со своим многочисленным сопровождением, оформление клумб растениями, сменяющими друг друга в цветении, обустройство удобных для отдыха просторных беседок с богатыми украшениями.
Влияние религии на ландшафтный дизайн
Значение парков и садов переосмыслялось с развитием буддизма. Все больше простых японцев и вельмож стали посвящать досуг медитациям и осмыслению окружающих вещей. Именно садово-парковые уголки создавали подходящую для размышлений и умозрительных исканий обстановку.
Монахи подошли к вопросам обустройства садиков со всей японской серьезностью, им удалось разработать целую методическую базу по вопросам оформления уголков для медитаций. И вот основы ее основ. Во-первых, воспроизводить в саду то, что создано природой, т.е. то, что можно увидеть вокруг (это принцип Син). Во-вторых, все должно быть непременно символичным и осмысленным (это принцип Го). И, наконец, свобода и творчество в воспроизведении окружающих явлений – японские садовники запросто могли обустроить ручей из песка или гравия (это принцип Сё).
Нельзя обойти вниманием традиции японских чайных церемоний, привнесенных в повседневную жизнь жителей Поднебесной буддистскими монахами. Чаепитие превратилось в неспешный, наполненный символическим смыслом ритуал, требующий уединения и красоты вокруг. Снова сад оказался незаменимым местом для таких времяпрепровождений.
Как и к любому другому делу, японцы трепетно и скрупулезно относились к порядку проведения чаепитий. В тихом садике располагался специальный домик – чайный павильон, обставленный приспособленной для церемоний мебелью и украшенный экибанами для созерцаний во время медитативных приобщений к чаю. Для экибан приспосабливалась ниша, которую называли токонамой.
К домику вела специальная тропинка, по которой проходили гости и хозяин, готовясь к чайному ритуалу. И, конечно же, сад непременно должен был располагать своим уединением и красотой к размышлениям. На небольших участках земли высаживались традиционные японские цветущие и декоративные растения. Из окошек чайного домика можно было также понаблюдать за садом камней.
Кроме того, японцам как никому другому удавалось устраивать садики неповторимой красоты на совершенно миниатюрных ландшафтных участках. Благодаря этому в Японии развивался и совершенствовался бонсай – невероятно популярное и теперь искусство разведения маленьких деревьев.