Новелла – это прозаический жанр повествовательного характера, который по объему соизмерим с рассказом, но в то же время гораздо меньше романа. Для новеллы характерны такие черты, как острый сюжет, краткость, отсутствие психологизма, нейтральный стиль изложения и неожиданная развязка. Что касается происхождения этого жанра, то возник он вследствие развития и комбинаций басни, сказки и анекдота. От последнего его отличает возможность не комического, а сентиментального или вовсе трагического сюжета. С басней у новеллы различие в отсутствии назидательности и аллегорий. От сказки этот жанр можно отличить отсутствием волшебства. Но если же этот элемент и присутствует в новелле (чаще всего в восточной), то он подается и воспринимается как что-то удивительное.
Классическая новелла зародилась в яркую эпоху Возрождения. В этот период новелла стремительно развивалась и набирала обороты популярности. Очень быстро определились в полной мере ее специфические, характерны только для нее черты, такие как драматический острый конфликт, необыкновенные повороты событий и происшествий, неожиданные повороты судьбы главного героя. Ярким примером новеллистических произведений являются работы Боккачино.
Этапы становления и развития
Каждая историческая и литературная эпоха накладывала свой след на жанр новеллы. К примеру, в период расцвета романтизма содержание новеллы нередко становилось мистическим, а грань между действительностью и ее преломлением стиралась в сознании героя. Именно это можно увидеть в произведении Гофмана «Песочный человек».
Новелла всячески избегала философии и психологизма в любых проявлениях вплоть до крепкого утверждения в литературе реализма. Внутренний мир героя и его мировоззрение передавались сквозь призму его поступков и действий. Новелле была абсолютно чужда описательность, автор никогда не высказывал своих оценок, предоставляя это читателю, и не вторгался в повествование.
С развитием и популяризацией реализма новелла, каковой она была в своих классических образцах, практически полностью исчезает. Жанр реализм в девятнадцатом столетии немыслим без психологизма и описательности, что не принимается новеллой. Новелла вытесняется иными разновидностями краткого повествования, среди коих на первое место, в особенности в России, выходит рассказ, который довольно долго существовал как вид краткой повести.