Вплоть до сегодняшнего дня существует миф, что Средневековье – это темные времена и эпоха упадка. Но это просто устоявшееся ошибочное мнение, что подтверждает невероятно богатая и многогранная литература того времени. Средневековая литература включает в себя огромное количество жанров, рождение каждого из них было обусловлено определенными ситуациями и потребностями.
Литература раннего и зрелого Средневековья
Среди жанров художественной литературы в любые времена наиболее популярными и массовыми являлись повествовательные, то есть эпические жанры. На разных стадиях Средневековья ведущими были различные эпические жанры. К примеру, для раннего Средневековья был характерен народный эпос. Наиболее древняя его часть – исландские и ирландские саги с элементами космогонических мифов и богатырскими героями и кельтский героический эпос.
Что касается зрелого Средневековья, то здесь зарождается книжная, письменная литература на новых языках, в которой доминирует народно-героический эпос, появившийся на прочной и надежной исторической основе.
На границе архаической эпохи и Нового времени рождается проза. Но использовалась она в основном только для записей в юридических документах. Вся художественная письменность стихотворная. На протяжении 13-14-х столетий проза остается маргинальным явлением. В 14-15-х веках очень часто комбинируется проза и стих.
Литература Средневековья может «похвастаться» уже хорошо сформированной поэзией. В этот период обновляется лексика, а мысль обогащается абстрактными понятиями. В Средние века в литературе происходит великое открытие – новый прием – реальность находит свое скрытое содержание.
Сплетение стихов и музыки
Цивилизация Средневековья в самом начале своего существования значительным образом принадлежала к типу культуры с устной доминантой. Даже когда в 12-м и 13-м столетии эта линия стала постепенно стираться, поэтические формы все также несли в себе ее след. Текст был адресован публике, которая воспитывалась на ритуалах и изобразительных искусствах – на жесте и взгляде, а голос дополнял всю «картину». Кроме всего прочего применялась музыка. Эпопею читали нараспев или вовсе пели. Отделение поэзии от музыкального сопровождения завершилось к концу четырнадцатого столетия. Этот разрыв был зафиксирован Эсташем Дешаном в 1392 году. Он разделил музыку поэтического языка и музыку инструментов.