Блюз – это жанр музыки, оформившийся в конце 19-го – начале 20-го веков в США на основе ритмов лирических песен афроамериканцев.Сам термин произошел в 1895 году от английского слова «blues», которое, скорее всего, является сокращением выражения «blue devils» и переводится примерно как «депрессия», «уныние», «тоска».
Блюз представляет собой симбиоз нескольких музыкальных жанров, популярных среди афроамериканцев так называемого «Хлопкового пояса» – в дельте реки Миссисипи. Их музыка – это традиционные песни, сопровождающие работу на плантациях, типичные ритуальные песни некоторых религиозных культов, привезенные ими из Африки, популярные баллады и шанты, христианские песни афроамериканцев спиричуэлз.
Элементы этих музыкальных форм стали основой для появления нового жанра – блюза. Позже он станет одним из самых значимых достояний культуры афроамериканцев 20-го века, ставшим неотъемлемой частью мировой музыки.
Зарождение блюза
Первые истоки возникновения блюза прослеживаются еще с эпохи рабовладельческого строя, когда на открытый Колумбом новый континент массово завозится рабочая сила из стран Африки. Представители появившейся таким образом национальности – афроамериканцы – работают в сельском хозяйстве и домах зажиточных белых американцев, нередко испытывая притеснения и унижения. И все это длится вплоть до отмены рабства в 1863 году.Сложные условия жизни, работы и общественного устройства той эпохи находили свое отражение в песенном творчестве афроамериканцев. У них появляются собственные, новые музыкальные жанры: рабочие песни, песни-переклички под названием «холлер», религиозные песни «спиричуэлз».
Всем музыкальным формам афроамериканцев характерны этнические особенности: яркое звучание ударных инструментов и характерный вокал с религиозно-вокальной нагрузкой. Так, путем взаимодействия народных африканских мотивов, западных течений и социальной проблематики афроамериканцев на юго-востоке США зародился блюз.
Блюзмены и их творчество
Первые полупрофессиональные исполнители блюза были бродягами, скитающимися по стране в поисках временного заработка. Как и всех афроамериканцев 19-20 века, их отличало ярое стремление к независимости и отсутствие страха перед любой, самой низкооплачиваемой работой.Зарабатывать на жизнь исполнением блюза им удавалось редко – выступали они разве что на дружеских вечеринках, где в награду получали выпивку и закуску. Нередко первые блюзовые композиции исполнялись просто на улице, в подворотне, на ступеньке поезда, колесящего по Америке.
Первым признанным блюзменом считают Уильяма Хэнди, автора композиции «The Memphis Blues». Именно с его легкой руки в 1912 году термин «блюз» стали повсеместно использовать для обозначения отдельного музыкального стиля. Этот же термин появился в названии водевильного номера Артура Силза «Baby Seals Blues». В том же 1912 году было опубликовано первое в истории мировой музыки блюзовое произведение – «Dallas Blues» Харта Уэнда, написанное еще в 1909 году.
Уильям Хэнди
Фактически, ни одно из вышеназванных произведений не являлось настоящим блюзом. Классический блюз сформировался только в 20-х годах 20-го века, когда блюз вышел из афроамериканских подворотен и попал в мир большого шоу-бизнеса. Характерно, что особенно популярны были женщины-вокалистки: Мэми Смит, Ма Рэйни, Бэсси Смит.Параллельно в сельской местности США продолжает свое существование «народный», архаический блюз «Downhome». Он традиционно исполняется без музыкального сопровождения. Самые яркие представители этого течения – Блайнд Лемон Джефферсон и Хаддли Ледбелли Ледбеттер.