История христианской духовной музыки

Понятие «духовная музыка» охватывает весь спектр музыкальных произведений религиозного характера. Такие произведения могут исполняться непосредственно во время религиозных богослужений и в повседневных церемониях.Обычно произведения духовной музыки опираются на религиозные писания. Тексты могут иметь канонический характер (месса) либо же свободный, написанный по мотивам священных книг.

Духовная музыка затрагивает все существующие в мире религии, но традиционно к этому понятию принято относить церковную музыку представителей христианства.

Характеристики христианской духовной музыки

В христианской церковной музыке выделяют несколько различных жанров. Это псалмы, гимны, хоралы, секвенции, пассионы, мессы… Общая черта всех жанров – церковное происхождение. И тексты, и музыка произведений христианской духовной музыки сочинялись церковнослужителями. Одним из самых знаменитых авторов церковной музыки считается папа Григорий I. Только с течением времени, начиная с эпохи Реформации, светские композиторы получили доступ к христианской музыке.Существовали определенные каноны христианской духовной музыки, которые сложились вследствие переработки и типизации произведений, появившихся на ранних этапах ее истории. Параллельно продолжали свое существование и свободные формы духовной музыки.

Канонические жанры духовной музыки

Секвенция – один из жанров духовных музыкальных произведений свободной формы. Этот жанр получил особое распространение в эпоху Возрождения. Известным автором секвенций был Томмазо да Челано, служитель францисканского монастыря. Его авторству принадлежит секвенция Dies Irae (Судный день), ставшая каноническим произведением.В Европе 15-17 веков, в эпоху Реформации, наибольшую популярность приобрели такие жанры духовной музыки, как гимн, хорал и пассион. Вследствие реформирования устоев христианской веры авторами канонических произведений теперь нередко становились светские поэты и композиторы.

Гимн – это восхваляющая торжественная песнь. Среди ярчайших произведений этого жанра всем известные религиозные гимны Te Deum, Ave Maria, множество произведений реформатора Мартина Лютера.


Мартин Лютер

Страсти, или пассионы – музыкальные произведения, посвященные Страстям Христовым. Появились они в свободной форме религиозных ораторий с начала 17 века: «Семь слов Спасителя на кресте» Гайдна или «Семь слов Христа на кресте» Шютца. К ораториям также относят тексты евангелистского характера – «Детство Христа» Берлиоза и «Рождественскую историю» Баха – и основанные на сюжетах Ветхого Завета, какими было большинство произведений Генделя.

Эволюция духовной музыки

Начиная с 14 века стали активно развиваться различные жанры светской музыки, что не могло не оказать влияние на музыку духовную. Небольшие формы церковных произведений, такие как страсти, мессы, испытали на себе влияние набиравших популярность оперных и симфонических жанров.В 18 веке произведения церковной музыки распространились за пределы церковного использования. Так, специально сочинялись коронационные и заупокойные мессы (реквиемы), которые предназначались для исполнения при дворах и в концертных залах.

Паралитургическая музыка

Паралитургическая музыка существовала параллельно с церковной на протяжении всей ее истории. К ней относят произведения религиозного характера, которые не соответствуют канонам, принятым для церковных музыкальных произведений. Соответственно, такие произведения не могли использоваться в ходе религиозных служб, но при этом были популярны в народе.К паралитургической музыке относят кантики в Испании и Португалии, кондукты и ноэли во Франции. Они имели огромное значение для развития крупных форм духовной музыки и зарождения народных духовных песен.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Летопись - Исторический проект
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector