Термин «ранняя музыка» касается периода с 457 г.н.э. (дата падения Великой Римской Империи) и до середины 18-го века (завершение эпохи Барокко). Относится он исключительно к европейской музыкальной традиции.Для этой эпохи характерно разнообразие: культурно-этническое и социо-политическое. Европа представляет собой множество отдельных народов со своим музыкальным наследием. Всеми аспектами общественной жизни руководит Церковь. И музыка не исключение: первые 10 веков развития «ранней музыки» характеризуются широким влиянием и участием Римско-католического духовенства. Музыкальные произведения языческой и любой нехристианской направленности подавляются всеми возможными способами.
Религиозные песнопения
В эпохе Средневековья выделяют несколько отдельных периодов. Музыка раннего Средневековья, с 457 г.н.э. до 800-х гг.н.э., носит чаще всего исключительно религиозный характер. Это литургические песнопения или григорианский хорал. Названы они в честь Папы Римского Григория I, который, согласно сохранившимся до наших дней легендам, был автором первых произведений этого типа. Григорианский хорал изначально был одноголосным и являлся не чем иным как распевом молитвенных текстов на латинском (реже греческом или старославянском) языке. Авторство большинства произведений историками до сих пор не установлено. Широкое распространение григорианское пение получило век спустя и оставалось самой популярной музыкальной формой вплоть до эпохи правления Карла Великого.
Развитие полифонии
Карл I взошел на французский престол в 768 г.н.э., ознаменовав начало новой вехи в европейской истории в целом и музыки в частности. Христианская церковь взялась за унификацию существующих на тот момент направлений григорианского пения и создание единых норм литургии.Параллельно зародилось явление полифонической музыки, в которой вместо одного звучали уже два голоса и более. Если древняя форма полифонии предполагала исключительно октавное ударение, то есть параллельное звучание двух голосов, то средневековая полифония – это звучание голосов с интервалами от унисона до кварты. И яркими примерами такой музыки стали органумы 9 века и диафонии 10-12 веков.
Музыкальная нотация
Самая важная черта музыки эпохи Средневековья – это первые осознанные попытки записи нотного текста. Партитуры начинают записывать при помощи букв латинского алфавита, они приобретают линейную форму. Окончательно оформил систему буквенной и невменной нотации Гвидо Аретинский, живший на рубеже 10 и 11 веков и считающийся основателем музыкальной нотации.
Гвидо Аретинский
Средневековые музыкальные школы
Начиная с 12 века, формируются отдельные музыкальные школы. Так, музыке Школы Святого Марциала из французского города Лимож была характерна одна главная тема в сочетании с быстрым двухголосным органумом. Школа Собора Парижской Богоматери, основанная монахами Леонином и Перотином, была знаменита выдающимися полифоническими произведениями. Испанская школа Сантьяго-де-Компостела стала пристанищем для паломников, посвятивших себя музыке и ставших известными средневековыми композиторами. Произведения английской школы, в частности «Вустерские фрагменты», сохранились благодаря «Рукописи Олда Холла» – самому полному сборнику английской средневековой музыки.
Светская музыка Средневековья
Кроме церковной музыки, которая имела приоритетную позицию в эпоху Средневековья, развитие получила и светская. Сюда можно отнести произведения странствующих поэтов-музыкантов: трубадуров, труверов, менестрелей, миннезингеров. Именно они послужили отправным пунктом для зарождения музыки Возрождения.