Художники сознательно прибегали к деформации, беспредметности, изображению уродливых форм, утрированию. Так они пытались выразить свой протест, неприятие существующего мира.
Так же, как и модернисты, экспрессионисты обращаются к символам, удаляются от природы, прибегают к плоскому изображению. Искусство обращается к чувственности, натуральной передаче форм. Художников экспрессионистов часто обвиняли в излишнем эротизме и извращенном восприятии мира и человеческих образов.
Яркими представителями экспрессионизма считаются М. Шагал, П. Пикассо, Фернан Леже, Василий Кандинский, Анри Матисс.
Параллельно с экспрессионизмом развивалось еще одно неординарное направление живописи, под названием «кубизм». Течение зародилось в Париже в 1907 году. Основоположники кубизма полностью отходят в своих произведениях от классического способа изображения. Они создают «новую реальность», их работы схематичны, образы имеют четкие геометрические формы и острые углы. Колористическое разнообразие также утрачивается. Используются тяжелые, символичные тона – серо-стальной, черный, темно-коричневый, размытый белый.
Кубизм
Задача художников кубистов – передать несовершенство мира через изломанность линий. Воплощение внутреннего конфликта и своего протеста, через схематичные образы на полотнах.
В формалистической живописи также можно выделить примитивизм – узкое течение, которое черпало вдохновение в «простых» рисунках. Примитивисты обращались к первобытному, средневековому, народному, детскому творчеству.
Примитивизм
К данным направлениям формалистической живописи обращались те же художники, которые творили в эпоху модернизма – Пикассо, Шагал, Мунк, Гоген и другие. Многие произведения, созданные в эту эпоху стали настоящим прорывом в живописи, например, многочисленные работы Пикассо и Шагала. Их произведения стали основой для становления современной живописи.