История «корабельного декора»

Трудно сказать, в какой период впервые возник обычай украшения носа корабля какой-либо скульптурой или барельефом, но, без сомнения, эта традиция зародилась еще на заре человеческой цивилизации. Подобная фигура обычно устанавливалась под бушпритом и символизировала движение судна вперед. Когда корабль отправлялся на заслуженный покой, носовая фигура снималась с него и отправлялась в дом кого-либо из имевших непосредственное отношение к этому плавательному средству. Очень часто конечным местом пребывания таких морских скульптур становились морские музеи.

Декор времен Античности и Средневековья

Носовые украшения на кораблях были широко распространены еще в античную эпоху, когда господствовавшие в то время на морских просторах греки, финикийцы и римляне начали размещать на передней части корабля разнообразные орнаменты и скульптурные композиции. Этот обычай оставался неизменным на протяжении многих веков. Великолепный декор считался показателем богатства и могущества владельца корабля, поэтому королевские или государственные суда поистине впечатляли роскошью своей отделки. В Северной Европе вплоть до XVI в. на бортах кораблей можно было видеть оригинальные геометрические орнаменты, поражавшие разнообразием цветовой гаммы. С этой же целью на суда устанавливали раскрашенные полотна, основной темой которых являлось изображение аркад.Среди всех средневековых плавательных средств наиболее богато были украшены средиземноморские галеры, на которых располагали огромное количество скульптур, являвшихся настоящими произведениями искусства и находившихся по бортам ахтердека на корме судна. На отделку кораблей, построенных в эпоху барокко (XVII в.), обычно тоже не жалели средств. Так, на военных судах от носа до кормы (не исключая и порты) можно было видеть множество гирлянд, кариатид, резных фигур, установленных на гальюнах, позолоченных фигур, шатров на корме и огромных фонарей, представлявших значительную художественную ценность. Торговые корабли смотрелись значительно скромнее.

В последующий период украшения на кораблях встречаются намного реже и делаются более упрощенными по причине увеличения стоимости постройки судна, появления других тенденций в моде, а также поскольку дополнительные элементы декора весьма затрудняли управление судном.

Особенности обработки корабельного корпуса с XVIII в. до наших дней

В конце XVIII ст. на судах продолжали украшать только кормовую часть, а борта красили в желтый и черный цвет: черные полосы делали на батарейных палубах, а желтые находились между ними. Впервые такую окраску для кораблей предложил адмирал Нельсон. Позднее желтый цвет заменили белым. Для окраски кают использовали охряно-желтый оттенок, а для внутренних сторон пушечных портов – красный (эта традиция сохранилась еще со времен галер).Окраска играла очень важную роль в кораблестроении, она помогала замедлить процессы гниения, протекающие в древесине. До конца XVIII ст. подводная часть корабельного корпуса имела грязно-белый оттенок, поскольку для ее обработки использовалась специальная судовая мазь. Она состояла из множества компонентов: рыбьего жира, растительного тира, серы, сурика или свинцовых белил, сала. Наиболее дорогим и качественным продуктом считалась мазь белого цвета. Позже этот элемент корабля начали обрабатывать минеральными тирами, поэтому она приобрела черную окраску. В XIX в. были найдены более эффективные соединения – лаки, которые и получили широкое распространение в этой отрасли до наших дней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Летопись - Исторический проект
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector