Становление современного театра в той форме, которую мы можем наблюдать сегодня, пришлось на вторую половину двадцатого столетия. Формирование театрального искусства в России началось во времена «оттепели». Этому поспособствовали переживания страшных сталинских репрессий, ужасы войны, разруха и голод. Люди устали от обыденности и хотели новой жизни. Некую отдушину они нашли в театре, который также терпел определенные изменения.
Переломным моментом в развитии российской драматургии стал ХХ съезд КПСС, который осуждал «культ личности». Теперь в центре сценических постановок должен быть самый обычный человек, который не выделялся бы из сидящей в зрительском зале публики. Герои из некой другой жизни были практически под запретом.
На смену пафосной и громкой манере для современной публики пришла спокойная и обыденная беседа обычных людей, которые являлись такими же социальными элементами, как и те, что наблюдали за происходящим из зрительского зала. Такое новаторство не всем пришлось по вкусу – многие называли этот стиль актерской игры «шептальным реализмом».
Театры нового поколения
В 1956 году под руководством Олега Ефремова был создан театр, который всецело ориентировался на современное сценическое искусство. Главная концепция этого театра заключалась в стремлении осмыслить происходящее сегодня и донести до зрителя. Изначально он назывался Студией молодых актеров, но буквально через год был переименован в «Современник». Стоит подчеркнуть, что такое название полностью соответствовало репертуару. Этот театр всколыхнул все общество и обрел невероятную популярность. Впервые за всю многовековую историю русской драматургии зритель столкнулся с трудностями в покупке билетов на спектакли. Перед театром образовывались грандиозные очереди, многие выстаивали ночи напролет лишь бы достать билет и посмотреть на совершенно новую манеру игры.
Театр “Современник”
Вскоре в 64-м году появляется не менее привлекательный театр, главой которого выступил Ю. Любимов. Покупка билета на спектакль этого театра – мечта любого театрала. Любимов сумел прочувствовать потребности публики и создать уникальный, не похожий на какой-то другой, гражданский и, в то же время, поэтический театр. В его репертуаре гармонично уживались спектакли новых форм, которые иногда даже не предусматривали декорации и спектакли поэтического характера. Стоит подчеркнуть, что в театре на Таганке никогда не забывали о воспитательных функциях драматургии. Этот театр был вынужден постоянно преодолевать сложности, создаваемые властями. Такое неприятие высшими структурами обусловлено тем, что в условиях строгой цензуры здесь проводились спектакли, в основе которых лежал материал, неодобряемый властью.
Театр на Таганке
Но, несмотря на такие преграды, театральное искусство второй половины XX столетия стремительно развивалось, совершенствовалось и характеризовалось постоянной востребованностью.