18-е столетие часто называют «золотым веком» для театра. В этот период сценическое искусство очень динамично развивалось и трансформировалось. С конца 17-го до первой половины 18-го столетия театр примерял к себе два главных стиля – барокко и классицизм. Стоит отметить, что очень часто они смешивались.
Стиль классицизма в сценическом искусстве начал формироваться во Франции. К зарождению новой ветви театра приложил руку актер Мондори, который руководил одним из театральных сообществ. Но первые «законы» и принципы этого стиля провозгласил Франсуа д’Обиньяк в своей книге «Практика театра». Его формулировки основывались на воззрении Горация и Аристотеля на драматургию в целом. д’Обиньяк был убежден, что любое произведение в стиле классицизма должно соответствовать закону трех единств. В противном случае представление не будет правильно воспринято публикой и зритель не «насытит» свой разум.
Главные требования стиля Классицизм в театральном искусстве
Единство места. Это требование предусматривает общее пространство для всех событий пьесы, то есть, смена декораций не допускалась. К примеру, местом действия для комедии была площадь, а для трагедии – зал дворца;
Единство времени. Все события в пьесе должны разворачиваться в примерно одинаковом временном промежутке. Произведение не должно выходить за рамки суток;
Единство действия. Самое сложное и серьезное требование. В спектакле должна была присутствовать лишь одна сюжетная линия без побочных эпизодов. Она должна разыгрываться максимально последовательно – от завязки до развязки.
Для сценического искусства Классицизма характерны: торжественный, статичный, спокойный строй спектаклей и размеренное чтение стихов. Для этого стиля свойственна величественность и благозвучность стихов. По мере развития классицизма в театральном искусстве появляется новая манера игры, которая отличается психологической выразительностью, красочностью и темпераментной декламацией. Все это сопровождается специально разработанной системой пластической выразительности.
Стоит отметить, что театр в период Классицизма был довольно профессиональным и постоянно совершенствовался. Этот новый стиль очень часто называли «искусством декламации». Это и не удивительно, ведь чтение стихов было настолько благозвучным, что его сравнивали с пением. Декламация гармонично сочеталась с пластичными жестами и движениями.
К актерам было особое отношение. Классицистический артист на сцене действовал, играл, переживал, но не перевоплощался – он оставался самим собой во всех ролях. Поэтому актеров подбирали под отдельного героя спектакля, опираясь на физические и психические данные персонажей.