Как известно, в это время культура становилась все более светской, характерной чертой ее был антропоцентризм – то есть интерес непосредственно к человеку и различной его деятельности. Такая позиция очень близка античной культуре, собственно термин «возрождение» возник именно из-за этого. Немаловажно, что именно изобретение книгопечатания поспособствовало достаточно быстрому распространению новых взглядов из Италии, где они зародились, по всей Европе.
Информационные процессы в этот период постепенно ускорялись. Возник такой новый политический жанр в публицистике, как «реляции», в которых старались задокументировать различные военные и дипломатические события.
Ораторская речь, к которой вновь возродился интерес после заката времен античности, стала еще более политической, с попытками серьезного влияния на общественное мнение и управление действиями соотечественников.
Публицистика в письмах
Очередной виток развития произошел и в эпистолярном жанре. Появлялись даже школьные предметы и соответствующие учителя, обучающие именно грамотному составлению писем. Благодаря этому стало возникать множество ученых статей, трактатов и так далее.
Еще Данте Алигьери прославился рядом публичных писем, в том числе и полемического характера. Настоящим же мастером эпистолярной формы был признан Франческо Петрарка. Его письма редко имели по-настоящему личный характер, он как будто предназначал их всему миру. Некоторые из них уже напоминали газетные статьи.
Лаура и Петрарка
Сатира и политическая публицистика
В период Ренессанса расцвет наступил и в сатирической литературе. Примером может служить так называемая немецкая «дурацкая литература», в которой злободневно высмеивались разнообразные аспекты как частной жизни граждан, так и общественной, и даже политической. Высшая ступень этого направления – «Похвальное слово глупости» Эразма Роттердамского, который, будучи великим гуманистом, раскритиковал в сатирической форме в данном произведении практически все общественные явления своего времени.
Этот период породил множество политических трактатов, критикующих устройство современного общества и предлагающих альтернативы – как, например, знаменитое произведение «Государь» Никколо Макиавелли.
В первой половине 16 века прославился публицист Пьетро Аретино, произведения которого, зачастую сатирические, критиковали представителей итальянской знати. Ему важна была именно максимальная публичность собственных творений, поэтому зачастую его считают в каком-то смысле праотцом современной журналистики.