История архитектуры

Историю архитектуры, так же как и историю человечества, можно рассматривать как непрерывную борьбу рационального и иррационального. Когда побеждало рациональное начало, в архитектуре утверждались простые, чистые формы и объемно-пространственные решения. В периоды, когда господствовали мистика и иррационализм, главенствующей темой становились детали, детали и еще раз детали. Что лучше: дом-куб, ясный, простой и лаконичный, или дом-муравейник, лишенный всякого намека на логику и упорядоченность и со всех сторон облепленный красочными или скульптурными украшениями? Пытаться ответить на такой вопрос – все равно что окончательно выяснить: “что первично, бытие или сознание? “. Ответ неизвестен ни теоретикам, ни практикам.
В нашей стране отношение к деталям в архитектуре неоднозначное. С одной стороны, сказывается многолетнее воспитание масс в духе архитектурного функционализма: образ панельного дома-коробки “в клеточку” буквально засел в сознании. С другой, изголодавшись за долгое время вынужденного аскетизма по деталям, и архитекторы, и застройщики порой готовы “переварить” самую безвкусную эклектику, лишь бы выглядело повеселее.

Так где же золотая середина? Проведем небольшой экскурс в историю…

История архитектуры

“Глаза” и “голова” дома

Начнем, как ни странно, с лет не столь отдаленных. Любопытный и не поддающийся логическому объяснению случай произошел с жилым кварталом, застроенным в 20-е годы в небольшом бельгийском городке. Этот квартал первоначально задумывался архитекторами как рабочий поселок – жилье для обслуживающего персонала одной из городских фабрик. Именно 20-е годы во всем мире отмечены как период расцвета архитектуры функционализма, что отразилось и на архитектуре поселка. Его дома были построены полностью соответствующими канонам функционализма. Плоские крыши, ленточное остекление окон, строгие фасады без малейшего намека на украшения…
Прошло 50 лет. Фабрику давно закрыли, население поселка потихоньку менялось. Но самые удивительные метаморфозы произошли с обликом зданий. Почти над всеми были надстроены скатные кровли, хотя с точки зрения функциональности чердачное пространство под крышей мало что давало. На фасадах часть ленточного остекления была закрыта декоративными накладками, чтобы складывалось впечатление обычного фасада дома с несколькими окнами. Стали ли дома от этого теплей? Вряд ли. Зато в помещения попадало меньше света. И, наконец, на фасадах появились разного рода украшения, как скульптурные, так и настенная “живопись”.
Примечательно, что все эти переделки были выполнены без вмешательства профессиональных архитекторов. Каждый домовладелец вносил изменения в облик дома по собственному разумению. Пользы, которую можно как-то рационально объяснить, все эти переделки не прибавили. Так в чем же дело?
Случай с “народным архитектурным творчеством” получил такой широкий резонанс, что заинтересовал не только профессиональных архитекторов, но и социологов, психологов. Ради чего чистая функциональная архитектура превратилась в китч?
Проблемой занялись вплотную и выяснили много интересных вещей. Оказывается, в человеческом подсознании существует устойчивый стереотип дома. Крыша символизирует голову, окна – глаза. Даже при проведении психологических тестов, когда требуется схематично изобразить дом, никто из тестируемых не рисует панельную коробку. Дети, даже всю свою коротенькую жизнь прожившие в городе, рисуют дом со скатной крышей, окнами, трубой. Возможно, в реальной жизни они еще никогда не видели такого дома, но откуда-то знают, как он должен выглядеть. Что касается жителей поселка, о котором шла речь, то они воспринимали свои дома как “недоделанные” и стремились в меру своих возможностей сделать дом “настоящим”, и не в последнюю очередь с помощью деталей и украшений.
Архитектурные излишества как символы эпох Как видим, в человеческом подсознании деталям в архитектуре отводится большая роль, чем просто элемент декора. Детали обозначают настроение, мечты, пожелания.

С архитектурными деталями связано множество легенд и историй, которые, возможно, и не отвечают действительности.
…В одном средневековом городе богатый горожанин купил участок земли напротив магистрата и решил построить там роскошный и высокий, по меркам тех лет, дом в пять этажей. Однако магистрат издал закон, согласно которому ни одно здание в городе не должно было превышать по высоте здание магистрата. Местный богатей очень сильно обиделся. Он был вынужден подчиниться этому требованию, зато в отместку изобразил на фасаде дома своих обидчиков в виде скульптур, вложив в этот процесс всю свою горькую иронию. И городские чиновники ежедневно во время заседаний были вынуждены видеть в доме напротив карикатуры на себя – кривых, горбатых, пузатых и носатых человечков, прилепленных к ярко раскрашенному фасаду.
Часто капитальные здания на протяжении различных исторических периодов многократно подвергаются “переукрашательству”. Детали, символизирующие ценности предыдущих эпох, безжалостно уничтожаются, а на их место водружаются новые символы. Особенно достается гербам, изображениям исторических личностей.

Бывает и по-другому. Историческим зданиям навязываются якобы принадлежащие им детали, которые со временем начинают восприниматься как подлинные. Такая история произошла со знаменитым собором Парижской Богоматери. Сейчас мало кто знает, что ужасные химеры и грифоны, населяющие его фасад, появились не в средние века, когда был построен собор, а гораздо позже.
Неизвестные “реставраторы” выразили свое отношение к эпохе Средневековья, представив ее мрачной, пугающей и отталкивающей.

От истоков до девушки с веслом

В истории нашей страны также были периоды и увлечения деталями, и их полного отрицания. О белорусской архитектуре (как это ни парадоксально! ) мало что известно. На территории, многократно переходившей от одного государства к другому, от одного правителя к другому, остались материальные свидетельства различных культур. Белорусские архитектурные памятники несут на себе отпечаток “западного” и “восточного” влияния, смешанного в различных пропорциях, который лег на основу чего-то самобытного, присущего только этой земле. Сейчас очень трудно определить, что является исконно белорусской архитектурой, а что заимствовано из арсенала архитектурных приемов других народов.
И все же если говорить о наиболее самобытных архитектурных памятниках, то любовь к деталям налицо. Знаменитые оборонительные церкви XVI века представляют собой уникальные примеры декоративной отделки фасада, где однородный фон лишь подчеркивает смелость вставок из декоративного кирпича и разноцветного стекла. Более поздние сооружения – барочные костелы – декорированы не менее тщательно и виртуозно.
Большинству белорусских городов не повезло с сохранностью архитектурных памятников. Войны, революции, а в нашем веке и политика воинствующего атеизма смели большинство памятников с лица земли. Казалось бы, торжеству деталей в архитектуре пришел конец. Но… Новый всплеск интереса к декорированию фасадов принесла эпоха т.
н. “сталинской архитектуры”. Сейчас элементы декора “сталинских” домов – пятиконечные звезды, серпы и молоты, рога изобилия – кажутся смешными и наивными, как пресловутая девушка с веслом. Но почему-то их богато декорированные фасады вызывают больше положительных эмоций, чем привычное “лицо” панельной многоэтажки…
Строим дом, но не простой… В современной отечественной архитектурной практике можно выделить две противоположные тенденции. Первая заключается в том, что интерес к деталям реабилитирован и даже пропагандируется на официальном уровне. В новом строительстве, особенно при застройке значимых городских магистралей, почетное место занимают здания с эркерами и башнями, порталами и арками, мансардными кровлями.
С другой стороны, в коттеджном строительстве после нескольких лет неудержимой эклектики, буйства форм и красок и обильного использования архитектурных деталей вплоть до каменных львов и русалок наметился перелом к более простой и сдержанной архитектуре. Возможно, это связано с уменьшением денежных потоков, хлынувших в сферу коттеджного строительства. А возможно – и с усталостью от чрезмерного украшательства.
Как говорится, хорошего понемножку Психологи утверждают, что постоянное созерцание объектов с монотонным рисунком (узнаете наши микрорайоны из панельных домов “в клеточку”? ) вызывает агрессию и злобу. Сенсорный голод, ничего не поделаешь. Но и очень сложные, обильно декорированные композиции могут быстро утомлять. Правда, в отношении нашей городской среды такая “опасность” представляется маловероятной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Летопись - Исторический проект
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector