Московские цирки

В Москве о цирке знали не понаслышке. Но конкретного места для выступлений сначала не было. Поэтому всеми любимые клоуны начинают с выступлений в Марьиной роще, Девичьем поле, в балаганах и шапито. Веселят они и на ярмарках, и народных гуляньях, дают представления в царской «потешной палате».Кроме скоморохов, Москву потрясали английские и французские деятели. Так, Бейтс, Сэмсон, Мойе слыли великолепными наездниками, их лошади и ездоки умело перестраивались, прыгали через препятствия, бегали по кругу, становились на дыбы.

Но только во второй половине 19 века в столичном граде возвели первый цирк-шапито. За ним иностранец Селье построил собственный цирк на Лубянке (1840 год), потом в саду «Эрмитаж» открыли еще один.

Постоянные цирковые здания

Но самыми первыми появились здания на Петровке и Воздвиженке, они принадлежали таким «старожилам» цирка, как Гиннэ. Немного позже в Москве оказался и Русский цирк братьев Никитиных. И хотя они больше разъезжали по стране, чем давали стационарные концерты, на Ходынском поле специально для них был построен амфитеатр.Небывалыми представлениями они поздравили императора Александра III в 1883 году с тем, что трон перешел к нему. Особо можно выделить «Скачки бедуинов», «Гонки римских колесниц» и другие конные номера. Но известность к ним пришла еще раньше. На Цветном бульваре у них был первый цирк, круглое здание с купольной крышей. В нем и давались представления братьями.

Но рядом находился цирк наездника и акробата А.Саламонского, который тоже дорожил своими зрителями. Рано или поздно одному из них пришлось сменить место выступлений. Ими оказались Никитины, но за большую денежную сумму. И они переезжают на Садово-Триумфальную улицу.


Цирк Саламонского

В начале 20 века цирками заинтересовалось правительство. И в 1919 они становятся государственными. Директор Труцци делает все, чтобы обновить искусство: он заинтересовал весь культурный ряд. Даже Маяковский, Демьян Бедный, Лебедев-Кумач, Эрдман, Голейзовский приложили руку к цирковому развитию. Так сцена оживляется  «Цирком в эпохах», «Черным пиратом», постановками «Москва горит», «Индия в огне».

Цирк в военное время

В военное время цирк превратился в фронтовой. Часть артистов отправилась служить, там они не забыли свое призвание, ставили постановки, пантомимы, даже клоунады. В это время пишутся новые пантомимы, которые ставятся и в гражданских цирках: «Юность празднует», «Счастливого плавания», «Карнавал на Кубе», «Царевна Несмеяна».Два крупных показа военных цирковых сценариев прошли в 1944 и 1945 годах на Цветном бульваре. Уже через год в Москве открываются детские цирковые студии для маленьких акробатов, мимов и клоунов. И работают до 1985 года. Обновленный цирк открывается через 5 лет.

На московский цирк существенное влияние оказали режиссеры. В свое время там работали Арнольд, Краснянский, Шахет, Местечкин, Крымко, Гнеушев. В наши дни: Юрий и Максим Никулины.

Большой Московский цирк на Вернадского

В 1971 открывается цирк, сделанный по последнему слову техники. Он вмещает больше 3 тысяч зрителей. Его манежи – верх совершенства. Гидравлическая система легко превращает арену и в каток, и в фонтан. Сцена может вращаться, мощное современное освещение. Здесь ставятся многие постановки, среди них «Огни нового цирка», «Русские самоцветы», «Баллада о смелых», «Цирк берет интервью», «Смелые люди и добрые звери». А летом можно посмотреть представления высокого уровня в разъездных шапито.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Летопись - Исторический проект
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector