Когда на арене появился Альберт Саламонский, в Петербурге и Москве уже полным ходом шли представления Чинизелли и Гинне. Он родился в семье профессионального наездника, поэтому артист с малых лет научился держаться в седле, да еще и выкидывать всякие фортеля на спине у лошади. Так он стал цирковым наездником, выступал в известных цирках того времени, в том числе, на открытии очередного здания Чинизелли в 1866 году.
Мечта воплотилась в жизнь
Вращаясь в этой среде, он как никто понимает, чего недостает иностранным циркам. После этого он собирает собственную труппу, в которую приглашает самых лучших артистов. И в 1880 году открывает собственный цирк на Воздвиженке. Там же работает и его жена, Лина Шванц.
На открытии «Цирка Саламонского» его создатель блистал. Девушка-жонглер Генриетта ловила шарики и блюдца на слабо натянутой проволоке, наездница Труцци ловко управляла лошадью, сидя без седла, а скакун второго всадника, Фредди Саламонского, в это время танцевал. Зрителей развлекали пародированием и смешными гимнастическими упражнениями клоуны Паскали. А замыкал все действо сам Альберт Саламонский, дирижировавший 14 дрессированными лошадями. Для того чтобы окончательно поразить публику, в цирке сыграли балет-пантомиму «Жизнь в зимний вечер», где шел искусственный снег, катались на коньках и санках; всем было тепло и радостно.
В чем был успех Альберта Саламонского
Он четко представлял, чего хочет зритель: красивого и интересного зрелища. И он это показывал. Альберт не только сам был хорош собою, но вдобавок он был талантливым акробатом, наездником и постановщиком. И остальных артистов он подбирал по тем же критериям. Стремясь, чтобы в цирке не пустовало ни единое место в зале, он для каждого представления приглашал удивительные труппы, часто до сих пор невиданные.Именно поэтому каждый раз билеты раскупались молниеносно, и не только дворянами, но и обычными московскими горожанами. При этом он старался хоть немножко времени уделить и народным пляскам, поэтому в его программе можно было увидеть и музыкальные паузы, певческие хоры, которые исполняли любимые народом песни. В 1883 году выступал народный ансамбль А. Александрова, где музыканты играли на дудках, рожках, свирелях; давал концерт игры на балалайке Ушканов с известной песней «Про козла», на гармонике – Ланцев и Васильев.
Конная пора
И все же, в основном все номера вовлекали лошадей. Саламонский никогда не сидел, сложа руки. Он первым выступал на арене, под его командованием скакуны синхронно становились на дыбы, издавали ржание, менялись местами и возвращались обратно. За ним выступали танцовщицы на лошадях М. Годфруа, М. Сур; В. Соболевский верхом прыгал через препятствия. Но любимцем публики был Евгений Мердер, приемный сын Альберта. Его питомцы выполняли сложнейшие трюки: ходили по подвешенной тонкой веревке, перепрыгивали через 5-6 лошадей сразу, иногда даже с всадником сверху.
Альберт Саламонский и лучший конь в его цирке
Конные номера разбавляли клоуны, которых Саламонский очень любил. Он считал, что первая обязанность цирка – рассмешить зрителей. Поэтому его клоуны пели, плясали, сыпали шутками, дразнились, переодевались – в общем, делали все, чтобы публика хохотала до слез. Братья Дуровы, А. Бабушкин, М. Высокинский, Бим-Бом – это далеко не полный перечень талантливых клоунов. К «Саламонскому» приглашались Танти, Вельдман, Бернардо, братья Красуцкие, С. Кристов.
Главное – внимание публики!
Многие номера навсегда запомнились зрителям: им показывали диковинных животных, людей с «черным, как смоль» цветом кожи.В 1885 году в цирке проходит «Магическое представление Малевского», который зачаровал саму воду! Били из-под пола фонтаны, становились то фигурой женщины, то кругом, то деревом – кто, что видел. Афроамериканцы, приехавшие из самого Лаоса, смешили комическими сценками, стояли на голове и играли на чудных музыкальных инструментах.
1886 год потряс москвичей то ли русалкой, то ли водяной. Мисс Паула могла легко просидеть с крокодилами и змеями в аквариуме, заполненном водой. Затем Саламонский пригласил свирепую укротительницу львов, компанию акробатов на велосипедах.
Но самый большой успех имела труппа «Техас-ковбои», руководимая Вильямом Каспаром. Они показывали полушутливую сценку, где ковбои и индейцы сражаются за землю, параллельно демонстрируя отличное умение править необъезженной лошадью одной рукой. Там же они их и объезжали. А заканчивалось все тем, что ковбои побеждали.
Пантомимы
Их он тоже не обходил вниманием. «Один день в Париже», «Степка Разин – удалой разбойник» были красочно оформлены, с интересом разыграны, с народными танцами и песнями. И стал первым цирковым деятелем, кто сделал представления для детей, развлекал их и даже делал подарки на Рождество.В 1919 году «Цирку Саламонского» присвоено звание государственного и новое имя: «Первый государственный цирк».