Английский цирк сержанта Астлея

Не каждый знает, кому мы обязаны появлением привычного для нас цирка. Филип Астлей, он стал первопроходцем. Да, после него находился не один одаренный циркач, который превосходил Астлея своим талантом. Но развивать способности – всегда  значительно легче, чем первому начинать.
К слову, цирк родился на поле боя, во время сражений. Казалось бы, что может быть общего между веселыми трюками и войной? Но в 18 веке в Англии родился мальчик, которому было суждено начать карьеру именно с военных сцен, а продолжить ее уже в роли покорителя цирковых арен.

Первые шаги Филипа Астлея

Он родился в обычной семье столяра недалеко от Бирмингема, в городе NewCastle-under-Lime (Ньюкасл-андер-Лайм). Однако после смерти Карла IV австрийские владения Габсбургов пытались разделить на части. И в это время вся страна с трепетом наблюдала за войной, которая обещала Англии солидный кусок земель (1840-1848 гг.). Поэтому военная карьера была в особом почете. Не удивительно, что мальчик с юношеских лет обучался верховой езде, к чему проявил особый талант. Это открыло перед ним двери службы в Королевском полку конной кавалерии.Там его способности проявились очень ярко. Во-первых, он не боялся стычек с врагом, поэтому без промедлений шел в наступление. Во-вторых, верхом на коне он чувствовал себя очень уверенно и постоянно совершенствовал себя. Лошади его слушались, достаточно было легкого толчка, и скакун перепрыгивал ров, пускался рысью, плясал на месте. Позже 17-летний юноша начал выполнять на них простые акробатические упражнения: ездил стоя, правил одной рукой. Его старания были замечены.

Вскоре за Астлеем закрепилась слава одного из лучших армейских наездников, ему поручали сложные задания, он давал уроки верховой езды новичкам, даже дрессировка норовистых лошадей была закреплена за ним. Но он успел отличиться и в военной сфере: под командованием Элиотта во время Семилетней войны под Эмсдорфом французы были побеждены. Филип сыграл в этом сражении самое непосредственное участие. За это его повысили в звании до старшего сержанта и обещали блестящую военную карьеру. Но даже так он чувствовал себя не полностью довольным. Не военной славы ему хотелось, хоть сначала Астлей в этом не признавался даже себе.

Вскоре ему представляется случай сделать выбор. Он попадает на выступления акробатов, которые исполняют все свои номера верхом. Это зрелище его захватывает. Даже судьба кочевого артиста (в то время стационарных цирков не было, а циркачи колесили по всей стране с выступлениями) его не пугает. И вместо военных наград он выбирает конную акробатику.

Мечтая о том, чтобы объездить и завоевать восхищение Англии и всей Европы, он знакомится со многими труппами. Среди них – Томас Джонсон, Джэйкоб Бейтс. Они мастерски ездили сразу на нескольких лошадях, прыгали через преграды, выполняли трюки, но Астлей превзошел их всех. Он демобилизуется из армии и в награду за прекрасную службу получает лошадь Гибралтар, на которой ездил в свое время. С этого момента и начинается его работа, как циркового деятеля.

Путешествие по стране

Несколько лет он гастролирует от одного города к другому, устраивает представления и попутно знакомится со зрителями. Используя всего лишь пару лошадей, он показывает невиданные акробатические трюки и дает желающим уроки верховой езды.Скоро Филипп становится известным в узких кругах, даже умудряется заработать первичный капитал. На эти деньги он покупает небольшой кусочек земли в Лондоне, Хафпенни Пач (Halfpenny Patch), и использует его для своих выступлений.  Импровизированный цирк под открытым небом находится прямо на берегу Темзы, красочнее места не придумаешь.

Антураж

Астлей также большое значение придавал оформлению своих номеров. Так, сам он выступал в красной куртке и кожаных штанах для верховой езды. На голове красовалась неизменная черная шляпа с белым плюмажем. Выступления сопровождались «музыкой»: барабанной дробью и флейтами. Сама территория была огорожена веревками и шестами.Его популярность росла. Вскоре Астлей со своей труппой купил соседний участок земли, где позже и построил свой известный «Амфитеатр». Сейчас на этом месте расположен железнодорожный вокзал Ватерлоо.

Железнодорожный вокзал Ватерлоо

Мечта Филиппа Астлея сбылась: в 1772 году он открывает первую в Англии «Школу верховой езды», которая стала прототипом современного конного цирка. Там он первое время зарабатывает тем, что дает частные уроки выездки для леди и джентльменов. И постоянно совершенствует свое мастерство. Одновременно с этим он показывает публике свою уверенную манеру держаться в седле, новые номера и понимает, что людям интересно посещать такие «представления».

Как выглядела его «Школа верховой езды»

Астлей построил ее на манер античных амфитеатров: открытый манеж, который со всех сторон окружен ложами для зрителей. Для того чтобы войти в нее, нужно было пройти через эдакий домик, сверху донизу расписанный изображениями конных сражений и акробатов-наездников. Вход на «сидячие» места стоил 1 шиллинг, за 6 пенсов можно было посмотреть номер стоя. Под зрительскими трибунами располагались конюшни.


Цирк Астлея
Представление начиналось в 5 часов вечера ежедневно. Астлей пытался отойти от роли «только наездника», поэтому он разнообразил программу клоунадой, канатоходцами, гимнастами, прыгающими с шестами. Но и сражения он не мог не вспомнить в своих постановках. Традиционно в его школе исполнялись военно-батальные номера «ученая военная лошадка» и «наступление Элиотта на французские войска», а по утрам давались уроки верховой езды.Первая комедия, естественно, с участием лошадей, была также придумана выходцем из английской армии. «Билли Байтон, или Поездка портного в Брентфордо». В ней пародировались те, кто хуже всех держались в седле – полковые портные. Комедия была сделана на славу, публика не раз приходила ее посмотреть. С успехом ее ставили потом в разных цирках мира, и так она путешествовала почти сто лет! Вот откуда пошла молва, что клоуны должны быть смешными. Во всяком случае, здесь их роли исполнили клоуны Портер и Фортунелли.

Женские роли

Супруга Астлея и несколько других наездниц также показали себя на манеже. Однако в то время ценились не столько женская ловкость, сколько миленькое личико и изящная фигурка.У себя на родине Филиппа Астлея знают все. Его цирк пользуется большим успехом, он становится обеспеченным человеком. Соответственно, расцветает и его цирк. Так, в 1779 году само здание получает крышу в виде купола, расписывается вручную, деревянные детали обрабатываются резьбой. Внутри его находится манеж диаметром в 12 метров, с мягким земляным полом – настоящий Амфитеатр верховой езды.

А сержант-циркач не теряет времени зря. В его планах хочется завоевать не только Великобританию. И он отправляется во Францию. Но Париж встречает его не слишком радостно. В манеже герцога де Разада собирается не так уж и много людей. Совсем не то, чего ожидал успешный наездник. Через несколько лет он снова предпринимает попытки обосноваться во Франции. И на этот раз публика была к нему более благосклонна.

Увидеть Париж и… добиться успеха

С твердым намерением расширить свой цирк он целый месяц дает серию выступлений во Франции. Добившись признания публики, в 1782 году он открывает филиал своего Амфитеатра в Парижском предместье Тампль.Строится настоящий деревянный амфитеатр, с купольной крышей, свечами в медных подсвечниках, даются вечерние представления. Они идут каждый день, субботний день – выходной. Гвоздем программы становится сын Филиппа, Джон Астлей, который унаследовал талант своего отца.

Он удивляет публику своим мастерством езды без седла, трюков на двух, трех и четырех лошадях одновременно, сальто-мортале и воздушными кульбитами. Его сопровождает большой конный парад, живой оркестр из флейт, барабанов и труб, комедия о полковом портном. Именно здесь впервые ставится пантомима «Большой морской бой двенадцати линейных кораблей с бурей и кораблекрушением». А Билли Сандерс становится самым известным клоуном в мире.

Сын своего отца

Уже через 5 лет Джон самостоятельно управляет манежем. Он по-прежнему выступает, поражая публику то новым акробатическим номером, то пантомимой. Но его сокрушительную карьеру прерывает война между Англией и Францией. Астлей поспешно оставляет Францию вместе с его цирком и реквизитом.Когда в 1802 году он вновь возвращается туда, «Амфитеатр» оказывается занятым труппой Антонио Франкони, которые уже выступали там несколько лет назад. К сожалению, англичанину так и не удалось получить обратно свое имущество: правительство Франции было настроено решительно отправить за решетку всех англичан, способных держаться на коне или воевать. Поэтому он управляет цирком на расстоянии,  к слову, весьма успешно. А пока он располагается у себя в Лондоне, то вместе с отцом задумывает новую программу.

Так на арене появляются прыгуны на батуте. И не просто прыгуны, а те, которые могут сделать обратное сальто, прыжки через голову, через несколько лошадей, стоящих подряд. Среди них особо выделялся Д. Лоуренс. Астлеи все расширяются. В 1806 году они создают только в столице очередной амфитеатр, которому дают модное название «Олимпийский павильон». Но «Амфитеатр», или «Королевская роща» также дают представления, активно работают и остальные цирки Астлеев, рассыпанные по всей стране, как жемчуг.

Что же было дальше…

Амфитеатру пришлось пережить не одну реконструкцию. Его настиг пожар – частое явление в то время. Так как здания были почти полностью деревянными, они сгорали подчистую. Но Филипп не сдался и выстроил здание еще пышнее, чем предыдущее. Два следующих пожара вынудили отказаться от деревянных стен и заказать каменную постройку. Он уже называется Королевским амфитеатром искусств. И его внутренняя обстановка подтверждает это.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Летопись - Исторический проект
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector