Термин «мистерия» происходит от латинского слова «церковная служба». Разыгрывалось действие, в отличие от литургий, на рыночной площади.
Возникновение мистериального театра
Мистерия распространилась по многим странам Западной Европы в эпоху Возрождения. Наибольшего расцвета мистериальный театр достиг на территории Италии.Постановка представлений мистерии требовала больших финансовых затрат и сил. В выступлениях всегда участвовали многие горожане-любители. Драматургия основывалась на событиях Ветхого и Нового Заветов, Деяний апостолов. Использовалась также церковно-монашеская литература – молитвы, гимны, духовные легенды.
Спектакли мистерии часто были очень длительными. Рекордное время представление происходило в городе Валансьене, Франции, где мистерия длилась 25 дней и охватывала события от сотворения мира до всемирного потопа.
В мистерии активно использовались элементы рыночных гуляний, в настоящее время присущие цирковому действию – народные песни и танцы, акробатика, клоунада, выступление скоморохов и жонглеров.
Персонажи мистерии
Главными комическими героями мистерии всегда был Сатана и его слуги-черти. Их удел – оставаться в дураках, быть осмеянными. Были в мистерии и другие комические герои – всевозможные шарлатаны и плуты.Известной частью мистерии являлись «бесовские действа». Они представляли собой сцены, насыщенные импровизацией и шутовскими проделками, взятыми из народных сказок, практики карнавальных ряжений. Такие номера разбавляли религиозный характер мистерии. В них заключались элементы сатиры, черный юмор и иногда даже эротика.
Мистерия стремилась к натурализму. Создатели старались максимально изобразить всякие чудеса. Например, черти должны были изрыгать пламя, потоп должен быть достоверным, животные настоящими, ангелы действительно летали, закрепленные на веревках. В сценах казней изображалось большое количество крови, отрубленные головы, сожжение. При постановке «Ноева Ковчега» на сцене находился настоящий зверинец: овцы, собаки, быки, медведи, львы, тигры и другие доступные животные.
Организацией мистерий занимались городские власти или различные союзы и кружки («братства»). Актеры мистерий должны были владеть способностями к литургии, жонглированию. Причем вторая использовалась в комических сценах и включала элементы клоунады, акробатики, пантомимы, танца.
Заслуги мистерии
Заслугами мистерии является то, что она стала основой большого количества самых различных театральных и цирковых номеров.«Бесовские действия» стали образцом для возникновения большого количества сатирических сцен. Мистерия была стимулом к образованию комического театра, репертуар которого в основном был представлен фарсом. Наиболее интенсивно этот процесс шел в конце XIV – начале XV веков на территории Голландии, Франции и Германии.