О проекте | Новости | Обратная связь
Поддержи проект!
 
 
Поиск по сайту:
Главная » Темы » Цирк » Клоунада

Клоунада

Бим Бом, Карандаш, Рыжий и Белый… Как появились любимцы зрителей?

Само слово «клоун» имеет корни из латинского языка и обозначает «простак, простолюдин». Первые клоуны, Гримальди и Рич, вышли на сцену «Друри Лейн» в конце 18 века. Тогда они еще не знали, что публике так понравятся их смешные парики, яркий грим и огромный заряд позитива. Примерно в это же время на сцене парижского «Фюнамбюля» выступает Жан Батист Дебюро в образе Пьеро. Благодаря им клоунада стала еще одним  видом циркового искусства.

Российская самобытность

Не называясь клоунами, их «отцы» были желанными гостями на любом празднике и народных гуляньях в России. Желающие наряжались в звериные шкуры, закрывали лицо масками или мазали сажей дочерна, чтобы их невозможно было узнать. Даже рожки и хвост могли прицепить. И играли роль чертей да леших, иногда – обычных животных.

Тех, кто связал свою жизнь с профессией балагура и шутника, называли скоморохами. Они разъезжали по городам, выступали в балаганах, были частыми спутниками придворных пиров. Одно время для них даже создали «Потешную палату» и «Потешный чулан». Однако скоморохи полностью не оставили выступления на улицах.

Их сценки носили шутливый, часто сатирический характер. Например, популярные в то время арлекинады переделывались под интересные народу моменты. Попав под опалу царя, балагурам пришлось прекратить свою деятельность.

На арене они появились с созданием «Русского цирка братьев Никитиных». Один из братьев, Аким, сам исполнял клоунаду. В других цирках появились клоуны Рыжий и Белый. Это были полностью противоположные персонажи, которые обязательно на сцене устраивали  шутливую ссору.

«Советский цирк»

С 1919 года цирки становятся государственными. Правительство в лице Луначарского призывает их нести революционную идею в массы. Для этого в цирк стекаются известные сочинители Адуев, Арго, Лебедев-Кумач. Вплотную занимаются созданием полноценного репертуара для клоунов. Естественно, то, что предлагали сами артисты, политиков не всегда устраивало. И в 1920-30-х годах буффонаду с ее рыжими вихрами и выбеленным лицом, сатиру и тонкие насмешки на арене запрещают.

Серьезные клоуны

В Ленинградском цирке показывают номер непривычного всем клоуна. Он – почти без грима, в обычной одежде и без парика. Но его образ вполне знаком каждому человеку. Это и бухгалтер, попадающий в смешные ситуации, и рабочий в комбинезоне с разводным ключом.

Клоунада прославляет труд, пролетариат, политических вождей. Здесь мы впервые встретили Карандаша. П. Алексеев, М. Румянцев. В. Лазаренко, М. Калядин, В. Бартенев, Дж. Демаш и Г. Мозель стали клоунами новой эпохи с советскими и антифашистскими лозунгами.
 

Клоун Карандаш
 
Теперь цирковые артисты получали множество похвал и сделались главными героями программ. Они создают целые сюжетные линии: «Лечение смехом» (Попов); «Причуды клоуна» (Енгибаров), «Я работаю клоуном» (Николаев), «Город Мир» (Куклачев).

В 1990-х годах появляются первые клоуны-мимы. Возвращается буффонада. Клоуны, которые вернулись к буффонаде: Мик и Мак, Шелковниковы, Долли и Домино. Однако многие не пожелали изменять амплуа «клоуна-бухгалтера» на несерьезного балагура. В их числе – артисты Терёшкин, Соколов, Маргулян, Жигалов.

Комментарии
Пока комментариев нет.
Если информация на нашем сайте была вам полезна, мы будем признательны за ссылку на наш сайт в вашем блоге или социальной сети.
Ваш комментарий
Ваше имя:
Комментарий:
Код: (защита от спама)

Все записи в разделе Цирк
 
 
ГлавнаяО проектеТемыНовостиЛюдиПоддержка проекта
© Letopis.Info
Копирование материалов приветствуется при наличии гиперссылки на www.letopis.info