Английский цирк сержанта Астлея: Часть 2

После 1814 года, когда в цирке случился очередной пожар, его прозвали «Нью Астлеем».Королевский амфитеатр искусств был построен английским архитектором Джоном Гривом. Он вмещал не только манеж, но и сцену, а между ними располагалась оркестровая яма. Вокруг манежа сидели зрители, они наблюдали и с трехъярусного балкона. При этом зрительский зал был погружен в полумрак, а места для выступлений ярко освещались большой хрустальной люстрой. Амфитеатр работал еще полстолетия, а потом на его месте был построен вокзал.

Астлеи не теряли надежду на то, что они могут вернуть парижский филиал. Для этого они возвращаются во Францию, устраивают переговоры. Но ни Филипп, ни Джон не доживают до этого момента: отец умер в 1814 году, а сын пережил его всего на 5 лет. Оба были похоронены на парижском кладбище Пер-Лашез.

Но дело Астлеев не было забыто

В их труппе работал талантливый наездник Чарльз Хьюз с 20-летнего возраста. Но, как и все артисты, носил честолюбивые замыслы о своем цирке. В 1782 году вместе с создателем пантомим Чарльзом Дибдином они его открывают и называют «Цирк и конная филармоническая академия». Их цирк блистает не только конной акробатикой, но и театральными постановками, даже балетными сценами.Однако их успех переменчив. То головокружительный взлет, то резкое падение. Из-за крутого нрава Хьюза с ним отказываются работать многие артисты. Какое-то время, однако, у него выступал клоун Портер в пантомиме «Бедствия портного, или Чудесная поездка из Брентфорда». Конный акробат Кроссман выполнял сложные трюки: он  вскакивал на лошадь со связанными ногами и легко проезжал круги по манежу. Ставились там и сценки с другими животными, лисами, оленями («Псовая охота в Виндзоре»).

Хьюз ссорился не только с артистами. Он полностью вычеркнул из прав на цирк Дибдина, и разгневанный писатель подал на него судебный иск. В конце концов, бесконечные разборки и скандалы привели к тому, что Хьюз разорился. Цирк на Блэкфраерс сиротеет. Судьба занесла бывшего директора в Россию, но закончил свою жизнь он в Англии, в возрасте 49 лет. Цирк в его отсутствие переименовали в театр. Но в таком виде он просуществовал совсем недолго: уже в 1805 году пожар настиг и его. Сгорело все дотла.

Казалось бы, вот и пришел конец английскому цирку. Но свято место пусто не бывает!

И на цирковую сцену, в прямом и переносном смыслах этого слова, выходит молодой Эндрю Дьюкроу.

Питер Дьюкроу, отец Эндрю, начал свою карьеру в труппе Хьюза. Там он заслужил прозвище «Огненный Геркулес». Артист славился тем, что мог прыгнуть через горящий обруч, который висел на высоте 4 метров, (а под ним находилась семерка лошадей), и опуститься на землю позади скакунов.

Его сын впервые выходит на арену в четырехлетнем возрасте. Он первоклассно смешит зрителей клоунадой, проводит пантомиму, балансирует на подвешенной проволоке. Уже в цирке он пристрастился к верховой езде и освоил первые акробатические уловки. Именно как вольтижер он впервые выступает в «Амфитеатре» Астлея в тринадцатилетнем возрасте – в 1817 году.

Античная сцена римского гладиатора, который показывает свое мастерство верхом на лошади, была воспринята публикой прохладно. А вот клоунада с ним в главной роли шла «на ура». И юноша устраивает гастроли по Европе, где показывает вольтижирование.

В театре Франкони он быстро приобретает известность и популярность. Опыт и слава помогают ему и на родине: в 1824 году Дьюкроу-младший становится очередным директором цирка Астлеев. Англия последней признает в юноше талантливого артиста.

Новости цирка

Андрэ привносит свою лепту в цирковое искусство. О нем говорят не только как о наборе номеров, но как о красочной развлекательной программе. Тому пример «Гонец из Санкт-Петербурга» – сложный трюк, который Дьюкроу выполнял безупречно. На сцене часто ставились пантомимы, например, «Битва при Ватерлоо».Большая труппа в 150 человек позволяет широко разнообразить программу. Основным акцентом по-прежнему остаются конно-мимические и конно-батальные сцены.   Любимцами публики были Пауэл, Поласки и Кларк. Там же ставятся первые рекорды: сальто-мортале на канате (С. Бриджес), состязания в мастерстве акробатики. Прайс и Норт устраивают соревнования по сальто без отталкивания: кто больше сделает. Со счетом 414: 357 побеждает Норт. Ван Амбург показывает дрессированных зверей.

В 1841 году Амфитеатр потряс очередной пожар. Это повлияло и на директора: вскоре он умер, тяжело переживая потерю. Цирковое искусство лишилось очередного талантливого человека. После этого достойной замены ему уже не нашлось. И вправду, не часто рождаются прирожденные акробаты, наездники и мимы, которые бы еще и могли сделать из своего номера изюминку программы. У Эндрю Дьюкроу это отлично  получалось…

Постепенно многие труппы превращаются в разъездные. И в стационарных цирках можно встретить программу, которая выполняется несколькими труппами одновременно. Открываются новые цирки. Француз Жинне во время сражения при Ватерлоо замечает у себя задатки циркача и создает свою труппу.

Становятся известными В. Кларк, У. Бэтти, Б. Саундерс. Примерно в это же время создается Мэмут-цирк, тоже передвижной, которым заведует Эдвин Хьюз (не путать с Чарльзом). Его номера поражали роскошью: больше пятидесяти лошадей, 14 верблюдов, слоны, носорог, обезьяны. Хьюз умудрялся сделать представление, лишь завидев горожан: оркестр и артисты были пышно разодеты, ехали в позолоченных повозках с бархатным занавесом и зеркалами.

Новая жизнь «Королевского амфитеатра»

Из английских передвижных цирков вышли и новые директора «Нью Астлея»: Томас Кук и Уильям Бэтти. Кук с 1836 года активно гастролировал по крупным штатам Америки. Бэтти, сколотив состояние вместе со своими артистами, выкупает здание Лондонского Амфитеатра, а затем реставрирует его. И вместе с сыном Кука делает пышную программу, торжественно обставляет цирк изнутри.Он открывается в 1841 году. Афиша приглашает на пантомимы «Пустыня», «Дочь Инауна», «Мазепа», конно-акробатические номера, клоунаду, посмотреть на канатоходцев и канатных плясунов. Особым успехом пользуются номера с  дрессированными животными. Львы, медведи, тигры, пантеры послушно прыгают, становятся на две лапы, подают голос по команде дрессировщика, который находится вместе с ними, в одной клетке.

И все же цирк Бэтти терпит крах. На долгие 10 лет он пустеет. И только в 1871 году там снова появляется цирковая жизнь. Зданием заинтересовалась семья Зенгеров. Еще недавно они разъезжали с выступлениями по разным городам, а теперь осели в Лондоне.

Интересно узнать, как они заработали первые деньги. Старый Зенгер, отец Джорджа и Джона, держал балаган уродцев. Ради потехи и монет он выставлял их на обозрение, при этом часть паноптикума была искусственной. И в самом деле, зачем собирать диковинных людей по всему миру, если можно сделать поддельного великана или человека-волка?

Кроме того, первые фокусы тоже можно приписать ему: во всяком случае, «курящая устрица» на самом деле не могла курить, за нее это делал человек. Но публика уходила с представлений в восторге, (хотя и без скандалов не обходилось) да еще и денежки платила исправно.

Цирк Астлея при Зенгерах

Они тоже пытались по-своему удивить публику. Пантомимы с огромным количеством актеров, дрессированные звери и собственный зверинец, прежние конные номера, множество акробатов – братья брали не столько талантом, сколько размерами представлений. Неудивительно, что в «Нью Астлее» им бывало тесновато. И на зиму они арендовали огромный «Agricultural Hall» (Дворец Фермеров).Пантомима «Конгресс монархов», поставленная  в 1973  году, стала настолько популярной, что даже известный антрепренер Финеас Барнум решил выкупить и поставить ее в своем цирке. Количество людей, задействованных в программе, порой доходило до 1000 человек. Казалось бы, совсем недавно сам Филипп Астлей ставил на сцене свой грандиозный «Морской бой», но сейчас представление выглядело бы крошечной сценкой.

Конец эпохи Астлея

В 1893 цирк на Стэнгейт-стрит сносится. Само здание превратилось в аварийное, да и отстраивалось уже 4 раза. Рисковать никто не захотел. И «Амфитеатр» Астлея исчез. Но перед этим Зенгеры устроили грандиозную сцену прощания с великим цирком, на которую съехались циркачи со всего мира. Последняя постановка была сыграна в нем 4 марта 1893 года.И на весь Лондон остается лишь один единственный Большой цирк (Lе Сrаnd Сirque). Но его программа была рассчитана только на зимний сезон. Красивейшее здание, оно было открыто в 1871 году на Эргилл-стрит. Чарльз Хенглер, глава цирка, создал и другие филиалы по стране в Ирландии, Шотландии и Уэльсе.

На Эргилл-стрит сейчас стоит «Палладиум», известный театр и мьюзик-холл. Остальные цирки открывались на очень короткий срок: Холнборнский амфитеатр Мак-Коллума, 1867 год, Кенсингтонский ипподром (под руководством У. Бэтти). Ипподром на Лейчестер-сквер стал последним стационарным цирком Лондона. Его нет там и по нынешний день.

Хочется добавить, что именно в Англии цирк пережил мощнейший подъем и спад. Оправиться от него Великобритания так и не смогла. Оставшиеся труппы – Жинне, Фоссета, Розэра – продолжают работать в цирках-шапито. А дальнейшую судьбу цирка легко проследить во Франции: именно она его «приютила» и развивала дальше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Летопись - Исторический проект
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector