После смерти Александра I в 1825 году страна оказалась под строгими запретами. На трон взошел Николай I. Он боялся народных восстаний, поэтому увеселения и сборища запрещались. Люди боялись высказывать свое мнение, чтобы не попасть в немилость царя. Одновременно Николай I пытался занять свой народ духовным развитием, отвлечь их от повседневной жизни, от ситуации в стране, поэтому развивал цирковую культуру.
Николай І
Цирк настолько хорошо развивался, что многие иностранные труппы считали честью работать в Москве и Петербурге.
Выдающиеся цирковые труппы
В Петербург приехал один из учеников небезызвестного Ф. Астлея – Жак Турниер. Не имея собственного помещения, вначале его труппа давала представления на Дворцовой площади, во временном балагане. Пока верхушка власти покровительствовала цирку, он добился того, что через 2 года работал уже в собственном цирке.Цирк просуществовал до 1847 года. Торжественное открытие сопровождалось тщательно подготовленными выступлениями труппы. А затем Турниер принял к себе труппу эквилибристов Киарини. Это помогло сделать программу более разнообразной. Выступали канатоходцы, акробаты на лошадях, шутливые и батальные пантомимы. Итальянцы принесли с собой и популярную арлекинаду, поэтому ее тоже включали в номера. Вскоре цирк национализировали; он превратился в «Императорский театр-цирк у Симеоновского моста».
После этого в нем давали представления многочисленные труппы. Среди них Батист Фуро и его артисты, Христофор де Бах (конные номера), Жак Турниер. Номера с лошадями и акробатами-наездниками из конских ристалищ, силачами и борцами, всеми любимые пантомимы, канатоходцы. К 1842 году театр-цирк оказался в плачевном состоянии, поэтому его закрыли и разобрали. Последней, кому посчастливилось там выступать, была семейная династия Готье.
Но на этом цирковое искусство в России не прекратилось. Карл Бергамеско построил собственный цирк в области Трехгорной заставы. На его выступлениях можно было увидеть и танцы дрессированных лошадей, и силача Фиандини, в одиночку поднимающего семерых, хождение и трюки на натянутом канате.
Иными были выступления Луи Селье, «главного командира» конного полка. Одетая в шикарные наряды, его огромная труппа (60 человек!) разъезжала по Петербургу на дородных скакунах, показывала чудеса акробатики и дрессуры. Вскоре он построил собственные цирки в Москве на Лубянке и в Петербурге, сначала на Адмиралтейской площади, затем и вблизи Александро-Невской лавры. Говорят, что его представления могло одновременно посмотреть до 15 тысяч человек.
Цирк Гверры
Однако то, что увидели россияне в цирке Александра Гверры, их поразило намного больше, чем предыдущие циркачи. Он собрал очень талантливую труппу, каждый из которой был мастером. Первые шаги он сделал в «Компании искусства верховой езды и танцевания на туго натянутом канате», преобразил ее и сделал популярной во всех странах, ценивших цирк. В 1845 году он построил собственный цирк в Петербурге, где показывал роскошную программу эпохи романтизма.
В основном, это были номера с лошадьми. Милые девушки-наездники в красивых костюмах лихо правили скакунами, прыгали через ленты, ставили лошадей на дыбы. Это разогревало публику. Затем выступали уже наездники-мужчины. Стоя на лошади, играя на музыкальных инструментах, они распевали «Гуго, граф Парижский», «Матрос во время бури» или смешные моменты из «Севильского цирюльника». Завершалось все это упорядоченной конной группой, которая послушно выполняла приказы под музыку.Между номерами, когда участники отдыхали и готовились к следующему этапу, зрителей развлекали клоуны. Уже один их вид смешил зрителей: шутовские наряды, в которых они садились на шпагат, ходили по качающимся бутылкам, передразнивали наездников, стояли на голове. Когда в цирк приехала француженка Каролина Лайо, он еще больше преобразился и стал похож на грациозную театральную постановку.
Цирк Лежара
Компанию цирку Гверры составил Жак Лежар. Его труппа прибыла в Россию в 1846 году и начала перетягивать на себя часть успехов. Программа его была не столь смелой, но интерьер создавал впечатление, будто вы действительно на время побывали в Париже. Кроме того, номера не просто шли подряд, а составляли целое представление с началом, кульминацией, развязкой. Этим занимался зять Лежара, Поль Кюзан. Он же выбирал подходящую музыку, костюмы, придумывал сюжет.Хотя основу составляли те же конные номера, они игрались с выдумкой. Например, «Завтрак на лошади»: ей на спину ставились стол с едой и стул для наездника. Он ел, пил и обменивался шуточками со зрителями. Или номер «поиска предметов»: лошадь по желанию учителя находила разные мелочи в обшивке арены или в кармане у наездника.
Неудивительно, что между двумя цирками обстановка все накалялась. Для того чтобы избежать скандалов, дирекция императорских цирков выкупила оба, после чего Гверра с труппой укатил в Москву, а цирк Лежара получил нового главу – Поля Кюзана.
Цирк Императорской дирекции
На месте бывшего цирка Гверры построили новое здание, названное в честь императора. Части трупп обоих директоров давали совместные представления. Так, жонглер Шансле, сидя на лошади, ловко перебирает три шарика, крутит на палке тарелку, а вилкой в зубах подбрасывает и ловит лимон.Наездники Бюкле, Георг (Джордж) Буклей и Лора Басен мастерски прыгают через шарфы, кольца и бочки, прыгают через голову, через обруч, заклеенный бумагой. Перепрыгивают зеркала и тоннели. Известная наездница Пальмира Аннато оживляла каждый номер смешными вставками и восхищала зрителей, прыгая через сорок обручей и гирлянд. Клоун Леклер смешит зрителей в перерывах: меняет мужской на женский наряды, на бегу пародирует других участников. Игрались пантомимы.
Пальмира Аннато
Кроме того, сам царь был заинтересован в том, чтобы в русском цирке играли и русские артисты. Так в него попадают Л. Е. Полынцева, Т. Н. Жукова, А. К. Слапачинская. Но не в столицу, а в цирки небольших российских городов. Иностранные мастера могли обучать российских желающих своим умениям (Александр Дидерик и Валерьян Яковлев – ученики клоуна Гверры).
Школа трюкачества и верховой езды
В 1847 году обучение поставили на широкую ногу и создали специальную цирковую школу. Поль Кюзан, помимо режиссуры, собственной персоной преподавал в ней. Из нее вышли великолепные наездницы Е. Федорова и А. Натарова.
Конец цирка Кюзана
В 1850 году в императорском цирке была поставлена пантомима «Блокада Ахты», режиссером которой выступил Кюзан. В ней участвовали, судя по сохранившимся документам, 130 рядовых солдат, 10 унтер-офицеров, 22 казака, артиллеристы, оркестр из флейт и ударных, хор Егерского полка, актерский состав.И все же, несмотря на старания, пантомима потерпела фиаско. Кюзан попал в немилость царя как иностранец, который не знает истории России, и вскоре уехал на родину. А сам цирк постепенно разваливается. Новых постановок нет, представления отменяются, его покидают Каролина Лайо, Жак Лежар, Анна Натарова. Цирковые программы больше не посещают. И летом 1854 года Цирк Императорской дирекции был закрыт.