Возникновение цирка и театра едино. Они берут свое начало в народных гуляниях, в первую очередь связанных с бытом и различными праздниками. Лишь намного позже произошло разделение циркового и театрального искусства на отдельные ветви.
Зарождение цирка и театра
Исторически первыми возникали народные игрища, связанные с непосредственной деятельностью человека. В их основе преимущественно была деятельность состязательного, спортивно-трюкового и танцевального вида. Уже по данным настенной живописи древнего Египта можно сделать вывод о существовании в то время отдельных цирковых номеров. Гомером упоминались кюбистетеры – древние акробаты.На основе народных гуляний позже сформировалась деятельность бродячих актеров Западной Европы – гистионов, а также русских скоморохов. Их творчество носило больше трюковой характер, а образ был более близким к цирковому искусству.
В XVI-XV веках появляются актеры-буффоны, и стали постепенно разделяться понятия цирка и театра. Возникают отдельные цирковые жанры.
Дальнейшее отделение цирка от театра
В эпоху Возрождения происходит дальнейшее разобщение цирка с театром. Фарс стал основой театральных представлений, а сатира и акробатические трюки – цирковых.Одновременно в это время стали появляться бродячие труппы, объединяющие театральных лицедеев и представителей цирковых жанров. Давали они свои представления в основном на различных ярмарках. В спектаклях тесно сплетались выступления канатоходцев, акробатов, эквилибристов, музыкантов и театральных актеров. В дальнейшем они дали начало водевилю и комической опере.
Позже театры с бульваров стали перенимать опыт ярмарочных трупп по постановке пантомим и акробатических трюков. В 1792 году возник театр «Водевиль», специализирующийся на пантомиме, танцах, песне и легких диалогах.
Эти основные этапы развития сценического искусства привели к тому, что в конце XVIII века цирк и театр разделились окончательно, а также приобрели свои современные организационные формы.
Дальнейшее взаимодействие цирка с театром
В будущем эти две разновидности сценического искусства продолжали влиять друг на друга. Так, даже в цирковых выступлениях неизменно присутствует определенный сюжет, смысл происходящего. В цирковые программы включаются пантомимы, различные сцены, юмористические диалоги. Особенно это характерно для клоунады.
В начале XIX века отмечалось и отрицательное влияние театра на цирк. Выступления стали чересчур театрализованными: демонстрировались мелодрамы, основанные на богатых костюмах и актерской игре. Артисты цирка на какое-то время уступили свое место театральным актерам. Только во второй половине XIX века цирковое искусство вернулось к старым традициям выступлений клоунов, акробатов, фокусников, дрессировщиков и прочих актеров.Наблюдалось и влияние цирка на театр. До конца XVIII века персонажи бульварных театров в основном строились по принципу циркового комического образа. Но это явление практически сошло на нет с дальнейшим развитием театра. Однако были и исключения. К ним относились знаменитый мим Дебюрро-старший, а также более современный актер Чарли Чаплин. Им удавалось мастерски сочетать клоунаду с блестящей актерской игрой.
В настоящее время наиболее близки те области театра и цирка, которые сочетают в себе комедию и пантомимное выражение действительности.