В 17-18 веках ярмарки в России были не только для торговли, но и для развлечений. Поэтому в праздничной суете можно было встретить и палатки с чудесами и кукольными представлениями, и умельцев жонглирования тем, что под руку попалось, и хождение по канату. Вызывали восторг и акробаты на высоких шестах, и силачи, способные поднять целого быка. Но ключевыми фигурами веселой ярмарки оставались акробаты на лошадях и конные дрессировщики. Вскоре им предстояло стать изюминкой театров и цирков.
Умельцы на лошадях
До 18 века представления, включающие номера с лошадьми, встречались очень редко. Этот недостаток был исправлен в 60-е годы Прайсом и Джонсоном, затем Бейтсом. Они устраивали целые конные сценки с невиданными акробатическими трюками во всех крупных городах того времени: в Париже, Лондоне, Петербурге.
Прародитель современного цирка
А в 1772 году на цирковую арену впервые вышел Ф. Астлей. Конной езде он обучился во время семилетней войны, в чем преуспел. И после ее окончания начал давать желающим уроки верховой езды, иногда демонстрируя смелые трюки. Это вызывало восхищение у окружающих и натолкнуло «учителя» на первое представление. И оно имело успех! С тех пор акробатические представления на лошадях Астлей проводил регулярно.
Уже через 10 лет его «Школа верховой езды» в Лондоне превратилась в «Астлеевский амфитеатр». А программа, которая там шла, была настолько популярной, что ее создателю не оставалось ничего другого, как открыть еще один такой же цирк, но уже в пригороде Парижа, в городе Тампль. Он получил название «Английский театр» и, как и его товарищ, пользовался бешеной популярностью.
Программа на любой вкус
Надо сказать, что Астлей показывал публике не только лошадей. В его цирке работали и канатоходцы, и жонглеры, и атлеты, и паноптикумы (люди с уродствами). Он умело чередовал все эти номера с выступлениями лошадей. Тут была и дюжина наряженных лошадей, которые танцевали менуэт под музыку, и играли сценки военных баталий, и прыгали через препятствия. Сохранилась афиша 1786 года, согласно которой все желающие приглашались на:
- «Превращение пейзана»: конно-пластические и конно-мимические номера;
- «Английские портомои, или триумф Арлекина»: номер-пантомима;
- «Смерть капитана Кука»: героико-батальную сцену.
Помимо этого, зрителей развлекали дрессированные обезьянки, собачки и поросята.Цирк просуществовал до 1793 года. Но революция во Франции вынудила Астлея бежать и бросить свой цирк на произвол судьбы. Этим и воспользовался Антонио Франкони, но это уже совсем другая история.